Итак, подводя итог, можно задать вопрос - Зачем нужна предлагаемая реформа? Можно ли без неё обойтись? Да можно, если не менять идеологию экономического развития. Для экономики, привязанной в качестве ресурсного придатка к Западу, вполне естественно иметь и финансовую систему, привязанную к западной финансовой системе, а национальную денежную единицу с курсовой привязкой к доллару или евро. Можно даже пойти дальше, ликвидировать рубль и перейти на доллары (или евро), как это сделали в республике Панама. Тем политикам, которые стремятся превратить Россию в большую «Панаму» предлагаемая реформа не только не нужна, но и вредна, ведь её реализация потянет за собой масштабную модернизацию в социально-экономической сфере, для чего потребуется напряжённая работа и высокая компетенция от госуправленцев. Такая перспектива, как нож к горлу, для значительной части высшей бюрократии страны. Поэтому она обречена на сопротивление реформам, направленным на строительство самодостаточного государства и, напротив, воспевать идеологию свободного рынка, так как эта идеология позволяет занимать позицию наблюдателя, посылая Обществу, Президенту и Парламенту регулярные отчёты о тенденциях рынка, прогнозах развития, приватизации и т.п. вместо реальных дел.
Рисунок № 3 - Концептуальный план развития кредитно-денежной системы РФ
Рассматривая рисунок № 3 видно, что дедолларизацию рынка наличных денег проводит РИФ и уполномоченные Центробанком банки. РИФ покупает за ИР у данных банков доллары и другую СКВ, а также благородные металлы. Банки, в свою очередь, скупают у населения и юридических лиц СКВ и благородные металлы за комиссионное вознаграждение, верхняя планка которого ограничивается Центробанком. РИФ, на полученную от продажи инвестиционных рублей СКВ, покупает на внутреннем и внешнем рынке благородные металлы (в основном золото), при этом часть металлов идёт на чеканку ИР для рефинансирования уполномоченных банков. По большому счёту, совместная деятельность РИФа и уполномоченных банков сводится к конвертации наличных долларов (СКВ) с российского рынка в золото, которое скупается на мировом рынке,
В случае политического решения о досрочном погашении внешнего долга, реализовать его, в рамках предложенной кредитно-денежной системы, вполне возможно. Государство, в лице УТЭК (см. разд. 2), получает в РИФе (под залог выручки от экспортных энергетических контрактов) кредит в ИР эквивалентный 100 млрд. $. Конвертацию кредитных ИР в СКВ можно решить за счёт закона о легализации, вывезенных в оффшоры российских капиталов, оговорив в нём, что легализация капиталов происходит только путём их конвертации в ИР. Досрочное погашение долгов сэкономит бюджету десятки миллиардов долларов, которые пришлось бы выплатить кредиторам в течение ближайших 25 лет. Конечно, предлагаемую реформу может осуществить только сильная власть, поэтому последние события в политической системе России внушают нам оптимизм.
Другие материалы:
Устойчивость коммерческого банка в период кризиса
Финансовый кризис будет продолжаться еще некоторое время. В этот период предприятиям, являющимся клиентами разных банков, следует внимательно проследить, как работают обслуживающие их банки. Банк по разным причинам может неожиданно прекратить проводить или начать серьезно задерживать платежи между ...
Исследование роли кредита для развития российской экономики в современных
рыночных условиях
Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом обслуживании отдельных звеньев экономики. Кредитные отношения в 1990-е гг. развивали ...
Анализ и оценка динамики показателей развития кредитного рынка за 2006-2009
гг
Кредит является основной формой пополнения денежных средств экономическими агентами на возвратной и в основном платной основе. Другими словами, кредит является способом получения денег государством, кредитными организациями, фирмами и населением. Таким образом, кредит, как и деньги, является необхо ...