Аналогии из отечественного опыта времён НЭПа подсказывают сегодняшние политические решения. Сейчас, ради создания условий для модернизации, востребован возврат к административно-командным методам управления (пока экономическая власть не овладеет рыночными) в базовых секторах экономики:
-ТЭК;
-ИТ.
Реализация заявленной идеологии диктует следующие структурные преобразования.
Первое. Создание национальной топливно-энергетической компании, управляющей государственными активами ТЭКа (УТЭК - холдинг). Цель создания – повышение эффективности в реализации единой энергетической политики.
Задачи:
1. Выведение частных активов из ОАО Газпром и РАО «ЕЭС России» во вновь создаваемые компании: «Газэкспорт» и «Евроэнергия» с блокирующими госпакетами акций, т.е. разделение бизнеса не просто на частный и государственный, но и по целенаправлению на внутренний и внешний рынок. Создание благоприятных условий для роста капитализации «Газэкспорта» и «Евроэнергии» с целью их выгодной приватизации.
2. Создание национальной нефтяной компании путём аккумулирования госпакетов акций отрасли и изъятия просроченных лицензий у частных структур с целью обеспечения модернизации промышленности и аграрного хозяйства дешёвыми энергоресурсами. 3. Проведение дифференцированной тарифной политики с одной стороны учитывающей разброс платёжеспособности у промышленных предприятий и населения, а с другой – создающей мотивацию для инвестиций в модернизацию предприятий. При этом минимальный уровень тарифов для населения привязывается к минимальным доходам и социальным лимитам, а для предприятий – к сроку окупаемости проектов модернизации (по сути, это означает субсидирование модернизации.
Второе. Современная российская экономика не может быть конкурентоспособной и самодостаточной, без наличия производственной базы для развития информационных технологий (ИТ)
Цель развития индустрии ИТ. Обеспечение доступности ИТ для всех субъектов общества, государства и экономики.
Задачи.
1. Строительство заводов полного цикла по производству компьютерной и телекоммуникационной техники.
2. Создание комплексной системы телекоммуникационных сетей (кабельной, сотовой, спутниковой) для полного покрытия всех населённых пунктов России.
3. Обеспечение возможности подключения к глобальным телекоммуникационным сетям любого домохозяйства страны.
Постиндустриальная, основанная на ИТ, экономика страны может быть построена только на базе модернизированной индустрии. Надо признать, что полноценная модернизация невозможна без импорта зарубежных передовых технологий и высококвалифицированных менеджеров, наряду с созданием современной системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. На сегодня, два условия для привлечения иностранных инвесторов и менеджеров практически созданы – стабилизировалась внутренняя политика, снижено корпоративное и индивидуальное налогообложение. Третьим условием должны стать привлекательные для инвесторов энергетические и транспортные тарифы, пределы которых зафиксированы на период модернизации. Этим государство компенсирует негативную специфику России – повышенные издержки из-за сурового климата и большого плеча грузоперевозок. Сегодня наша страна следует навязанной ей стратегии выравнивания энерготарифов со странами Евросоюза. Альтернативой данной стратегии может стать предложение к энергодефицитным странам ЕЭС и Японии о переносе их энергоёмких производств на территорию России, в соответствии с предлагаемой доктриной.
Гарантией реализации данной доктрины должны стать три базовых закона.
Первый. «О выпуске специальной параллельной валюты – инвестиционного рубля (ИР)», обеспеченного стоимостью высоколиквидных активов и товаров (акции предприятий ТЭКа, экспортные контракты на энергоносители, и благородные металлы.
Второй. «О приватизации государственной собственности в ТЭКе». В законе на 5 лет запрещается приватизация в ТЭКе (период реструктуризации и модернизации отрасли), а в следующие 5 лет, УТЭК обязуется продать государственные доли в смешанных нефтегазовых и энергетических компаниях исключительно за ИР. Кроме того, в законе оговаривается, что продажа Газпрома, АЭС, ГЭС, электросетей, магистральных нефтепроводов и газопроводов возможна лишь в случае появления более эффективных видов энергии и способов её доставки.
Третий. «О погашении ДЦБ, номинированных в ИР». В законе устанавливается десятилетний мораторий на погашение данных бумаг, которые будут гаситься государством за счёт средств от приватизации высоколиквидной госсобственности.
Другие материалы:
Нормативно-правовое обеспечение кредитования юридических лиц в России
В правоотношениях кредитной организации с клиентами и друг с другом используются главным образом гражданско-правовые методы правового регулирования. Однако, законодательство предусматривает и некоторые контрольные функции, которые обязаны осуществлять коммерческие банки. Отношения коммерческих банк ...
Роль и значение кредитной политики
коммерческого банка
По опыту нашей страны, по количеству существующих в ней кредитных организаций, можно судить о том, что существует множество подходов к реализации кредитной политики. Тем не менее, в каждом банке прослеживается необходимость изменения порядка оценки политики банка в целом. Становится ясным то, что о ...
Особые условия в случае наличия в семье заемщика
несовершеннолетних детей
Если в семье, которая хочет вселиться в купленную на условиях программы ипотечного кредитования квартиру, есть несовершеннолетний ребенок, то требуется согласование с органами опеки. Чтобы получить разрешение органов опеки и попечительства на оформление покупаемой в залог квартиры, необходимо предс ...