Развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей вовлекается по работе в современные финансовые отношения. Несмотря на это, профессиональная деятельность не может быть главным локомотивом развития страховой культуры из-за ограниченности числа менеджеров и квалифицированных специалистов. Массовое распространение страховой культуры нуждается в накоплении положительного опыта пользования страхованием среди широких потребительских групп. Для этого могут быть использованы «принудительные» меры. Известно, что именно обязательное страхование автогражданской ответственности, введенное в экономически развитых странах в 40 – 60-е годы, стало массовой школой страхования для широких слоев населения. Именно обязательное страхование автогражданской ответственности втянуло их в страховые отношения.
При отсутствии принудительных стимулов остается уповать на опыт, накапливаемый потребителями при добровольном страховании. Однако следует помнить, что страхование — далеко не первая потребность населения. Необходимость в страховании возникает тогда, когда желаемый уровень жизни достигнут и люди начинают задумываться о защите, сохранении своего благосостояния. Социологические исследования показывают, что этот переход соответствует уровню дохода на одного члена семьи в 600 – 800 долларов США в месяц. Именно с этого уровня дохода начинается резкий рост потребления страховых услуг.
Следовательно, основным ограничителем спроса на страхование является общий низкий уровень доходов населения. До достижения порогового уровня жизни в 600 – 800 долларов США на члена семьи в месяц приоритетная задача потребителей — накопление и крупные покупки, а не защита, в том числе и страховая, достигнутого положения. Именно поэтому в России так широко распространено накопление средств «на всякий случай». С одной стороны, накопления могут быть использованы при наступлении неблагоприятных событий в качестве страхового резерва; с другой стороны, они могут быть потрачены на крупные покупки. Разделения инвестиций и страхования в России пока не произошло.
Известно, что все непонятное отметается потребителем, вызывая у него недоверие, поэтому страховая культура проявляется в доверии к страховым компаниям. Разумеется, на нее влияет опыт пользования страховыми услугами: если потребитель был обманут, он вряд ли будет доверять страховому сообществу. Тем не менее, доверие к страховым компаниям можно рассматривать как определенный показатель страховой культуры. И вот как оно зависит от уровня жизни потребителей.
Таблица 4.Структура группы среднего класса, доверяющей российским страховщикам
Доля лиц, доверяющих российским страховым компаниям (по имущественным группам), % | ||||
Средний месячный доход на одного члена семьи в долларах США | ||||
150 – 250 |
251 – 400 |
401 – 600 |
601 – 1 000 |
более 1 000 |
4,4 |
6,0 |
7,5 |
20,5 |
18,5 |
Здесь мы видим резкий рост доверия к страховым компаниям с ростом уровня жизни. Точкой перелома является тот же уровень дохода на члена семьи в месяц — более 600 долларов США. Поэтому можно утверждать, что успешное и широкое сотрудничество со страховыми компаниями представляет собой главный источник страховой культуры. А широта распространения страхования связана с уровнем доходов населения. Значит, на каждый конкретный момент времени в нашей стране именно столько страховой культуры, сколько требуется.
Таблица 5. Значимость свойств страхового продукта для населения
Свойства |
Доля респондентов, называющих этот фактор в числе важных |
Надежность СК |
76,2% |
Понятность условий страхования |
14,7% |
Качество обслуживания |
8,0% |
Ассортимент страховых услуг |
7,1% |
Известность СК |
6,5% |
Бесплатные консультации |
3,1% |
Близость СК к месту жительства страхователя |
2,6% |
Качество рекламы |
1,0% |
Другие материалы:
Депозитарные операции банков
В последние годы спрос на депозитарные услуги кредитных организаций резко возрос. Это связано, во-первых, с широким применением бездокументарных, безналичных технологий обращения ценных бумаг, когда ценные бумаги не оформляются на бумажных носителях-сертификатах, во-вторых, с наличием у банков жела ...
Направления деятельности банка
В настоящее время ОАО «НБД-Банк» занимает значительную долю регионального рынка по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса, по обслуживанию вкладов и платежей предприятий и частных лиц, по проведению внешнеторговых операций. Целевая клиентская группа, которую определил для себя НБД-Банк – ...
Организация кредитного процесса в банке. Методики анализа
кредитоспособности заемщика
Сбербанк России при оценки кредитоспособности заемщика использует методику определения платежеспособности физических лиц. При решении вопроса о выдаче кредитов учитывается материальное положение заемщика, его способность полностью и в установленный срок возвратить полученный кредит. Кредиты не выда ...