Место кредитного скоринга в системе управления кредитными рисками

Материалы » Скоринговый метод управления кредитными рисками » Место кредитного скоринга в системе управления кредитными рисками

Страница 1

Кредитный риск представляет собой основной банковский риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности банка. Обычно банки формируют значительную часть своих доходов за счет кредитной деятельности, поэтому особую актуальность представляет оценка потенциальной прибыли по отношению к вероятности непогашения кредита. В узком смысле, кредитный риск определяется, как существующий для кредитора риск невозврата кредитополучателем заимствованных средств[1].

В последнее время в нашей стране наблюдается интенсивный рост рынка кредитования и, в частности, сектора кредитования физических лиц. Это неизбежно приводит к увеличению кредитных рисков, которые принимают на себя как отдельные кредитно-финансовые институты, так и банковская система страны в целом. Рост рисков обуславливается одновременно расширением контингента заемщиков и увеличением объемов кредитования. В этой ситуации качество управления кредитными рисками в розничном кредитовании приобретает особую актуальность и становится одним из факторов повышения конкурентоспособности кредитного учреждения на рынке банковских услуг[2].

При выдаче кредита банк, прежде всего, интересует кредитоспособность потенциального заемщика, то есть способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Именно задаче выбора кредитоспособных заемщиков в основном и служат скоринговые системы.

Скоринг возник в 50-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки и использовался для качественной оценки кредитоспособности заемщиков. Наиболее активно скоринговые системы стали развиваться в последнее десятилетие 20-го века, что было обусловлено расширением кредитования с использованием кредитных карт.

В переводе с английского score – подсчитывать очки, вести учет. Исходный материал для построения скоринговых моделей – это информация о предыдущих клиентах банка, на основе которой делается прогноз о кредитоспособности будущих заемщиков.

Таким образом, сущность скоринга заключается в определении совокупного кредитного балла заемщика в результате его оценки по ряду критериев. Данные критерии имеют различные удельные веса и впоследствии агрегируются в интегральный показатель – совокупный кредитный балл. Если говорить упрощенно, то система дает ответ на главный вопрос: выдать кредит потенциальному кредитополучателю или нет? Величина кредитного лимита в скоринговых системах носит второстепенный характер и определяется исходя из уровня доходов заемщика. Интегральный показатель сравнивается с определенным числовым порогом, который представляет собой так называемую линию безубыточности для банка. Кредит выдается тем клиентам, интегральный показатель которых выше этой линии.

Оценка кредитоспособности с использованием скоринговых систем в большинстве случаев строится на не более чем 20 критериях, среди которых: уровень среднемесячного дохода, частота смены места работы, возраст, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, образование, наличие недвижимости и личного автомобиля и т.д.

· Внедрение скоринговых систем имеет ряд преимуществ, к которым относят: возможность снижения издержек и минимизацию операционного риска за счет автоматизации принятия решения о выдаче кредита;

· сокращение времени обработки заявлений и предоставления ответа о выдаче или отказе в кредите;

· централизацию принятия кредитного решения и снижение влияния человеческого фактора при его принятии;

· выявление и предотвращение попыток мошенничества[3].

Недостатком скоринговых систем является то, что они оценивают кредитоспособность заёмщика на основании данных о предыдущих выдачах кредита, в то время как о возможном поведении клиентов, которым было отказано в кредите, остается только догадываться. Уязвимость скоринга также заключается в том, что программа оценивает не реального человека, а информацию, которую он о себе сообщает, и хорошо подготовленный клиент может представить данные о себе так, что практически гарантированно получит кредит.

Кроме того, скоринговые модели требуют постоянной доработки и обновления, так как со временем изменяются как социально-экономические условия и условия кредитования, так и сами люди. На Западе разработка новых скоринговых моделей происходит раз в полтора-два год и во многом зависит от стабильности экономики в этот период.

В России развитие скоринга ограничивается все еще низкими по западным меркам объемами кредитования, а также быстро меняющимися социально-экономическими условиями. Российские банки не располагают достаточной информацией о клиентах для того, чтобы выстроить эффективные скоринговые модели, обеспечивающие спрос на розничное кредитование, с одной стороны, и минимизацию банковских рисков – с другой. В такой ситуации банки могут действовать двумя способами. Во-первых, использовать модель, разработанную за рубежом, с ее обязательной адаптацией к российским реалиям, что потребует и времени, и средств. Второй способ – это отказ на первоначальном этапе от применения скоринга и выдача кредитов всем желающим на основании стандартной проверки с целью накопления необходимой кредитной истории. После чего на основании этих данных разработать собственную скоринговую модель – весьма эффективную, но, как легко догадаться, и весьма дорогостоящую для банка. Помимо розничного кредитования существуют скоринговые модели для оценки кредитоспособности юридических лиц и субъектов малого бизнеса.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Анализ финансовой деятельности ЗАО «Нижегородпромстройбанк»
Результаты работы ЗАО «Нижегородпромстройбанк» за последние три года свидетельствуют о стабильности экономических показателей, что показывает анализ данных бухгалтерского баланса за 3 кварталы 2007, 2008, 2009 годов. Не смотря на сложную экономическую ситуацию, существенного снижения активов банка ...

бщая информация о банковской системе Республики Таджикистан
В Республике Таджикистан, по состоянию на 1 января 2004 года, функционируют 13 банков, один филиал иностранного банка и 4 небанковских финансовых организации. По сравнению с 1 января 2003 года количество действующих банков не изменилось, а небанковских финансовых организаций увеличилось на 1 единиц ...

Совершенствования методов снижения банковских рисков в ОАО «Агроинвестбанк»
При подготовке предложения по совершенствованию управления рисками прежде всего необходимо соблюдать основных принципов управления риском. Ими являются следующими: 1) необходимость утверждения органами управления банка стратегии и политики управления риском; органы управления банка должны быть инфо ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru