Говоря о том, какие именно требования к разработчикам скоринговых систем выдвигают отечественные банки, следует остановиться на двух моментах: во-первых, профессионализм, то есть глубокое понимание сути скоринга, а во-вторых, политика взаимодействия с клиентом.
На мировом рынке скоринговых систем сегодня сложилась такая ситуация, что многие банки устали от работы с крупными корпорациями. Общаясь с нашими западными партерами, мы не раз слышали, что европейские и американские банки оказались заложниками компаний-разработчиков, получив при этом все прелести работы с тяжелым бюрократическим механизмом. Запрос по смене чего-то выполнится через месяц, внедрение занимает полтора – два года и т п. и т.д. Все это происходит долго, проект может затягиваться, могут неожиданно привлекаться дополнительные финансовые и людские ресурсы. Кроме того, лицензионная политика крупных компаний такова, что банку приходиться регулярно обновлять лицензию на использование программного обеспечения, что естественно, обходиться в отнюдь не маленькие суммы[4].
Таким образом, начиная работать с корпорацией-гигантом, банки получают сложности не столько скоринговые, сколько интеграционные. Можно с уверенностью говорить, что в самое ближайшее время отечественные банки осознают все эти проблемы и начнут искать выход.
Кроме того, есть еще одна проблема, связанная с тем, что даже крупнейшие отечественные банки по западным меркам отнюдь не велики. Крупным компаниям-производителям выгодно, что бы проекты были большие и долгосрочные. А если рассматривать заказы большинства отечественных банков – то по важности и объему, для глобальных корпораций эти заказы находятся отнюдь не на первом месте.
Суммировав все выше сказанное, можно сформулировать те требования, которые выдвигает банковский сектор стран СНГ к производителям систем кредитного скоринга:
· Лицензионная политика использования программного обеспечения не должна содержать скрытых подводных камней. Не должно быть ситуаций, когда лицензия и требует постоянного платного обновления.
· Разработчик системы должен обладать глубокими знаниями теории скоринга и банковских бизнес-процессов.
· Компания - интегратор системы должна оперативно решать все возникающие у заказчика вопросы.
· Внедрение скоринговой системы не должно растягиваться на годы
· Внедряемое программное обеспечение должно быть адаптировано для использования в отечественных условиях.
Возможны следующие варианты скоринга (помимо описываемой в работе традиционной системы Application):
1. Collection скоринг – это определение приоритетных дел и направлений работы в отношении «плохих» заемщиков, состояние кредитного счета которых классифицировано как «неудовлетворительное». О том, какую роль играет Collection скоринг можно судить по тому факту, что согласно результатам ряда исследований около 40% всех неплатежей приходиться на забывчивых заемщиков, которые без всякого умысла забывают внести платеж по кредиту. Поддержка скоринговой системой Collection скоринга даст возможность без дополнительных трудозатрат ликвидировать эту задолженность[5].
2. Behavioral скоринг. Поведенческий скоринг - оценка динамики состояния кредитного счета заемщика. Используемые для этой задачи вероятностные скоринговые модели позволяют спрогнозировать изменение платежеспособности заемщика, определить оптимальные лимиты по кредитной карте и т.д.
3. Fraud скоринг – оценка вероятности мошенничества потенциального заемщика. Обычно используется в связке с Applicatio№ и Behavioral скорингом для более детального анализа заемщиков. По данным ряда банков откровенное мошенничество составляет до 10% от всех неплатежей[6].
Таким образом, получается, что скоринговая система, которую ждет отечественный рынок, должна в первую очередь поддерживать Applicatio№-скоринг и Collectio№ скоринг. Что касается Behavioral и Fraud скоринга, то об их необходимости только сейчас начали задумываться крупнейшие игроки розничного рынка.
Одним из возможных требований к системе кредитного скоринга становиться ее соответствие соглашению Базель II с точки зрения рабочего процесса и обработки кредита. То есть при использовании скоринговой системы, результатом оценки должна являться не только дифференциация кредитной заявки на «хорошую» или «плохую», но также вероятность невозврата кредита, уровень риска и максимальный лимит кредита, а также рекомендуется к выполнению целый ряд особенностей, которые в целом позволяют построить наиболее эффективную систему управления рисками.
Другие материалы:
Понятия и история валютного дилинга
Игра на валютных курсах – валютный дилинг – представляет собой один из серьезных видов бизнеса. В настоящий момент для достаточно широких кругов в России стали доступны как отечественный, так и западные финансовые рынки. Многие финансовые инструменты не требуют значительных капиталов и вполне досту ...
Задачи аудита страховых резервов и методика аудита
Определение правильности формирования страховых резервов при проведении аудита страховой компании — процедура достаточно трудоемкая и очень важная, так как страховые резервы отражают неисполненные страховые обязательства компании по договорам страхования по состоянию на дату составления отчета. Пон ...
Валютный дилинг как способ получения
прибыли
Наиболее распространенным вариантом работы на рынке forex для конечных инвесторов является работа через брокерскую компанию или подраздел банка, который выполняет ее функции. Брокерская компания выполняет заявку, покупая или продавая необходимый актив. Инвестор, вступая в договорные отношения с бро ...