• ломбардные кредиты (до 30 дней включительно) [18, c. 37].
На рынке кредитных ресурсов коммерческие банки могут выступать в роли кредиторов и заемщиков. Свободными кредитными ресурсами, как правило, располагают финансово устойчивые банки, у которых зачастую имеется излишек ресурсов. Чтобы эти ресурсы приносили доход, банки стремятся разместить их в банках-заемщиках. Кроме выгоды от помещения средств, банки-кредиторы получают возможность установления деловых партнерских отношений и по другим вопросам банковской деятельности.
В настоящее время в Беларуси рынок межбанковского кредита представляет собой один из ключевых сегментов финансового рынка, выполняющий ряд важных функций:
– позволяет банкам иметь дополнительный источник доходов, возникающих как разница между ценой покупки и продажи кредитов;
– представляет ресурсы для проведения активных банковских операций на других сегментах финансового рынка;
– быстрее других финансовых инструментов реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, являясь, таким образом, своеобразным показателем состояния финансового рынка;
– активность на данном рынке, как в качестве продавца, так и покупателя ресурсов свидетельствует о положении банка в банковской системе;
– привлечение межбанковского кредита является основным средством для регулирования текущей ликвидности.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что привлечение межбанковских кредитов в современных условиях может быть оправдано либо для поддержания текущей ликвидности, либо для размещения в конкретные высокодоходные активы. В любом случае использование межбанковского кредита в качестве постоянного источника ресурсной базы нецелесообразно, учитывая его непредсказуемость и высокую стоимость.
Привлекать средства юридических лиц банки имеют право с момента своего образования, поскольку осуществление этих операций предусматривается лицензией, выдаваемой банку в момент его регистрации, в то время как право на проведение банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц может быть предоставлено банку, при условиях его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств в размере, эквивалентном не менее 10 млн. EUR (Приложение А).
С 1 января 2009 г. минимальный размер нормативного капитала увеличивается до суммы, эквивалентной 25 млн. EUR. Поэтому для действующих банков до 1 января 2010 года следует довести нормативный капитал до необходимого размера [49].
Общие объемы привлечения банком средств юридических лиц не имеют в Республике Беларусь каких-либо законодательных ограничений. Но по объему средств, привлекаемых банком от физических лиц, существует определенное количественное ограничение: их максимальный размер ограничивается 100% собственного капитала банка. Законодательное введение подобных ограничений по работе со средствами физических лиц связано с особой заботой государства об этой категории вкладчиков и защитой их интересов.
Кроме норматива максимального размера привлеченных средств физических лиц, Национальным банком Республики Беларусь установлен такой норматив, как соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. К активам с ограниченным риском относятся активы с установленным «весом» риска О, 20, 35 и 50%. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском не должно превышать единицу. В расчет не принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, сохранность и возврат которых гарантируется государством. Контроль за соблюдением данных нормативов осуществляется Национальным банком ежемесячно на 1-ое число месяца, следующим за отчетным, на основании отчетности представляемой банком по форме 2825.
Также существует Фонд обязательных резервов, который представляет собой часть привлеченных ресурсов коммерческих банков. Обязательные резервы, депонируемые в Национальном банке, формируются от привлеченных банком ресурсов по нормам, устанавливаемым Советом директоров Национального банка. Постановлением Правления Национального банка от 17.11.2008 №177 о снижении резервных требований предусмотрено:
для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций снижаются нормативы резервных требований:
• от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – с 4,5 процента до 1,5 процента;
Другие материалы:
Динамика изменения структуры рынка акций «второго эшелона»
Прошедший год стал не самым удачным для инвестиций в «голубые фишки». Интерес к российским бумагам лидеров рынка инвесторы начали проявлять лишь к концу года, тогда-то и произошел основной прирост российских индексов — РТС и ММВБ [19]. Однако во втором эшелоне шла своя жизнь — тут, к примеру, есть ...
Анализ фондового рынка России в условиях финансового кризиса
Для разработки предложений по стабилизации фондового рынка выполним анализ его состояния на конец 2008-начало 2009 г.г. Управлением по фондовому рынку ЗАО «Финам» исследовано состояние финансового сектора на конец 2008 г: рынка акций, рынка коллективных инвестиций (ПИФы), а также влияния финансовог ...
Основные
направления денежно-кредитной политики в 2010-2012 гг.
В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9−10% в 2010 году и 5−7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитног ...