Экономическая сущность страховой защиты и ее необходимость

Материалы » Сущность страховой защиты и ее необходимость » Экономическая сущность страховой защиты и ее необходимость

Страница 3

Материальный аспект находит свое выражение в тех или иных выплатах, которые производит страховщик при наступлении страхового случая или иных предусмотренных договором или законом обстоятельствах. Этим обеспечивается защита материального положения застрахованного лица.

Психологический аспект выражается в достижении страхователем чувства защищенности от превратностей судьбы. И это ощущение защищенности, приобретаемое вместе с заключением договора страхования, имеет самостоятельную ценность. Оно входит в стоимость как самого страхования, так и платы за него. При этом страхователь, заключая договор страхования и выплачивая страховщику страховую премию в качестве платы за это страхование, заведомо знает, что страховой случай может не произойти и никаких страховых выплат ему получать не придется. Но тем не менее он идет на заключение этого договора, вовсе не считая, что деньги могут быть израсходованы впустую, потому что чувство покоя и уверенности в завтрашнем дне имеет для него самостоятельную ценность. Страх имеет свою цену. За отсутствие страха надо платить. Состояние защищенности, достигаемое посредством страхования, имеет собственную потребительскую стоимость. За свои деньги он получает юридически обеспеченную гарантию того, что не останется в беде в трудную минуту. И это придает ему оптимизм и чувство спокойного восприятия действительности со всей непредсказуемостью бытия и возможных ударов судьбы.

Юридическая составляющая страхования выступает как бы мостиком между психологической и материальной составляющими. Для психологической составляющей наличие страхового обязательства (юридической составляющей страхования) выступает той основой, которая придает страхователю чувство защищенности: он знает, что, если произойдет страховой случай, страховщик окажет ему материальную помощь в виде страховой выплаты.

Материальная составляющая также базируется на обязательстве страховщика произвести страховую выплату при наступлении страхового случая. В силу этого обязательства страхователь является носителем права требовать от страховщика страховой выплаты, а страховщик - носителем обязанности произвести эту выплату.

Следовательно, интерес страхователя к страхованию определяется и стимулируется не только тем, что он рассчитывает получить страховую выплату при наступлении страхового случая. Этот интерес определяется и стимулируется еще и тем, что страхователь, заключив договор страхования, "может спать спокойно", он "освобождается от страха", чувство тоскливой неопределенности сменяется чувством защищенности и спокойной уверенности в завтрашнем дне.

Страховую защиту в ее материальном аспекте нельзя, как это нередко делается в литературе, сводить к страховой выплате. При страховании помимо собственно страховой выплаты страховщик может производить еще некоторые выплаты, которые предусматриваются договором или непосредственно законом.

К формам страховой защиты в ее материальном выражении относятся денежные (иногда - натуральные) выплаты, которые производит страховщик страхователю (выгодоприобретателю) в порядке осуществления этой защиты, а именно:

1) страховая выплата в виде страхового возмещения при имущественном страховании или страховой суммы при личном страховании;

2) выплаты, осуществляемые в порядке проведения превентивных мероприятий по предупреждению страховых случаев. Заметим, что превентивные выплаты могут быть не обусловлены наступлением страхового случай и производиться по иным основаниям, нежели страховой случай;

3) выплаты, осуществляемые страховщиком в порядке возмещения расходов страхователя (выгодоприобретателя), которые были им произведены в целях уменьшения убытков от страхового случая;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Оценка ликвидности банка
При оценке состояния банковской ликвидности в разных странах используются различные показатели. Они могут быть директивными, обязательными для выполнения, и оценочными, рекомендуемыми для анализа финансового состояния банка. В целом показатели, по которым можно оценивать ликвидность банка исходя из ...

Маркетинг предприятия
При составлении плана маркетинга предприятия предусматривают следующие этапы: 1. Анализ ситуации на рынке, установление потребителей и запросов заказчиков; На данном этапе анализируют ситуацию на рынке. В этом разделе приводятся данные об активности на рынке заказчиков и подрядчиков. При этом учиты ...

Применение отдельных форм расчетов
Расчеты чеками. Чеки используются в расчетах между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими, включая индивидуальных предпринимателей. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодате ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru