Рыночный риск – это риск возникновения убытков по балансовым и внебалансовым позициям, вызываемый изменением уровня рыночных цен.
Данное требование распространяется на следующие виды рисков:
- риски, связанные с инструментами, основанными на процентных ставках, и долевыми инструментами в портфеле торговых операций;
- валютный и товарный риски (купля-продажа ценных бумаг) по всем операциям банка.
Для покрытия рыночного риска может использоваться прежде всего капитал 1-го и 2-го уровней. По усмотрению национальных органов банки могут использовать капитал 3-го уровня, который состоит из краткосрочного субординированного долга (не менее 2 лет), при соблюдении следующих условий:
- банки могут использовать капитал 3-го уровня только для поддержания рыночного риска, вызванного изменением уровня рыночных цен. Это означает, что любые требования к капиталу, возникающие в связи с кредитным риском или риском контрагента по условиям Соглашения о достаточности капитала 1988 г., включая риск контрагента, который возникает при использовании производных инструментов в торговом и банковском портфеле, должны выполняться по условиям этого соглашения (т.е. покрываться капиталом 1-го и 2-го уровней);
- капитал 3-го уровня, необходимый для поддержания рыночного риска, должен составлять не более 250% капитала первого уровня. В качестве капитала 3-го уровня может использоваться краткосрочный субординированный долг, который следует рассматривать как капитал при условии, что последний, если того потребуют обстоятельства, может стать частью постоянного капитала банка и использоваться для покрытия убытков в случае его неплатежеспособности.
Поэтому он как минимум должен быть:
- необеспеченным, субординированным и полностью оплаченным;
- иметь первоначальный срок как минимум 2 года;
- не должен погашаться до первоначально установленного срока, за исключением тех случаев, когда это разрешается органами надзора;
- должна соблюдаться оговорка о «блокировке» капитала, в которой говорится, что ни процентные платежи, ни основная сумма долга не могут быть выплачены (даже на конец срока), если в результате таких выплат у банка будут нарушены минимальные требования к капиталу.
Несмотря на некоторые недостатки методики Базельского комитета, именно на нее опираются практически все центральные банки при составлении собственной методики оценки капитала и его достаточности.
Метод надзорных органов США (CAMELS).
Один из наиболее известных в мире подходов к оценке финансовой устойчивости банков – CAMELS, используется американскими органами банковского регулирования и надзора.
В 1978 году Федеральная резервная система США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию вкладов договорились об унификации и стандартизации своих рейтинговых систем анализа финансового состояния коммерческого банка. Аббревиатура CAMELS представляет собой сочетание начальных букв анализируемых компонентов, названия которых фактически аналогичны используемым российскими органами банковского надзора:
C – capital adequacy или достаточность капитала. Система определяет, какой капитал банка может быть использован для защиты его кредиторов (вкладчиков), и достаточна ли его величина;
A – asset quality или качество активов. Система позволяет получить информацию об областях повышенного кредитного риска, проанализировать состав ссудного портфеля, уделяя внимание финансовому воздействию проблемных займов, структуру ценных бумаг;
M – management или качество управления. Методика определяет качество банковского менеджмента на основе оценки результатов работы, соблюдения законов и инструкций, принятой системы контроля;
Другие материалы:
Общая характеристика и механизм действия обязательных
резервных требований
Резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков. Они представляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете. Об ...
Изменение климата. Лояльность банков
Ипотека по сути это банковский продукт – товар. Как и у любого товара у нее есть свои потребители. Как же привлечь потребителей, увеличить объем продаж? Потенциальные заемщики руководствуются следующими критериями при выборе кредитора: 1. Стоимость кредита (эффективная процентная ставка и итоговая ...
Содержание стратегического плана
Стратегический план банка довольно сложно определить с точки зрения рода информации, включаемой в него. Его содержание не у всех банков совпадает. Однако, несмотря ни на что, стратегический план должен включать следующие компоненты: А) миссия банка определяется на самом первом этапе осуществления м ...