Оценка методик кредитоспособности, используемых банками в отечественной практике

Материалы » Изучение подходов к анализу кредитоспособности малого предприятия » Оценка методик кредитоспособности, используемых банками в отечественной практике

Страница 3

При оценке кредитоспособности предприятия-заемщика используется несколько методов. Наиболее распространенными из них являются оценки на основе: системы финансовых коэффициентов; анализа денежных потоков; анализа делового риска.

1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка.

В Российской практике для оценки кредитоспособности заемщика используются различные финансовые коэффициенты. Можно выделить пять групп коэффициентов, используемых для оценки кредитоспособности заемщика. Это коэффициенты:

1) ликвидности;

2) эффективности, или оборачиваемости;

3) финансового левериджа;

4) прибыльности;

5) обслуживания долга [29, с.22].

Коэффициент текущей ликвидности (Кт. л,) показывает, способен ли заемщик рассчитаться по долговым обязательствам:

Кт. л = Текущие активы / Текущие пассивы. (1)

Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т.е. средств, которыми располагает клиент в различной форме с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения. Если долговые обязательства превышают средства клиента, то он является некредитоспособным.

Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (Кбл) рассчитывается следующим образом:

Кбл = ликвидные активы / Текущие пассивы. (2)

Ликвидные активы - та часть текущих активов, которая быстро превращается в наличность, готовую для погашения долга. К ликвидным активам в мировой банковской практике относят денежные средства и дебиторскую задолженность, в российской практике - и часть быстро реализуемых запасов. С помощью коэффициента быстрой ликвидности прогнозируют способность заемщика быстро высвобождать из оборота денежные cpeдствa для погашения долга банка в срок.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) дополняют коэффициенты ликвидности и позволяют сделать заключение более обоснованным. Если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать клacc кредитоспособности заемщика. Коэффициенты эффективности рассчитывают так:

1) Оборачиваемость запасов:

а) Длительность оборота в днях = Средние остатки запасов в периоде / Однодневная выручка от реализации (3)

б) Количество оборотов в периоде = Выручка от реализации за период / Средние остатки запасов в периоде. (4)

2) Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях:

Средние остатки задолженности в периоде / Однодневная выручка от реализации. (5)

3) Оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов):

Выручка от реализации / Средняя остаточная стоимость основных фондов в периоде (6)

4) Оборачиваемость активов:

Выручка от реализации / Средний размер активов в периоде. (7)

Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентом конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.

Коэффициент финансового левеража характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. При расчете данного коэффициента учитываются все долговые обязательства клиента банка независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных), тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов прибыльности.

Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Их разновидностями являются следующие коэффициенты:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Сущность коммерческого банка и понятие банковских операций
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установлен ...

Стимулирующая кредитно-денежная политика
Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривания» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструмент ...

Анализ развития доверительных операций в РФ
С переходом к системе рыночных отношений в банковском деле одной из актуальных становится проблема детального изучения роли и места банковских услуг в общей совокупности операций коммерческих банков, причин появления и развития новых услуг, а также их влияния на показатели доходности и ликвидности ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru