1) постоянно растущий спрос со стороны малого бизнеса на банковские услуги;
2) снижение ставок по рублевым и валютным займам, увеличение сроков кредитования;
3) стандартизация процесса кредитования путем развития скоринговых технологий;
4) смягчение банковских требований к заемщику;
5) активизация деятельности иностранных банков;
6) расширение круга кредитных продуктов.
Кредиты, предоставляемые малому бизнесу, мoгyт быть классифицированы по ряду признаков.
1. По способу предоставления кредиты, выданные малому бизнесу, делятся на:
стандартные;
кредитные линии с лимитом выдачи;
кредитные линии с лимитом задолженности;
овердрафт;
лизинг.
2. По направлениям использования (объектам кредитования) кредиты подразделяются следующим образом:
на пополнение оборотных средств;
на мелкие инвестиции;
на финансирование оборотного капитала и инвестиционные цели;
на оплату pacчетных документов с расчетного счета клиента;
на технологическое перевооружение;
на покупку оборудования;
на участие малого бизнеса в национальных проектах;
на приоритетные отраслевые направления, экономически наиболее значимые для региона.
3. По срокам кредитования можно выделить такие виды кредитов:
краткосрочные (сроком от одного дня до года);
среднесрочные (сроком от одного года до трех лет);
долгосрочные (сроком свыше трех лет).
Данная классификация берется за основу при разработке проектов стандартов по основным видам кредитных продуктов, предлагаемых субъектам малого бизнеса [17, с.78].
Пока малый бизнес - один из привлекательных сегментов рынка. По данным специалистов рейтингового агентства "Эксперт РА", доля просроченных кредитов в этом секторе не превышает 1-2 % от общего числа; в потребительском кредитовании - не менее 3,5 %.
Малый бизнес проник во все сферы производства, обслуживания, cepвисa, науки и стал неотъемлемой частью экономики России. С каждым годом растет доля предпринимателей в числе клиентов банков.
Однако в настоящее время наиболее активно инвестируется ссудный капитал в торговлю. А это противоречит государственным программам. Направление поддержки малого предпринимательства является увеличение количества субъектов малого бизнеса в промышленной и инновационной сферах. Необходимо не только увеличивать финансирование малого предпринимательства, но и изменять его структуру - создавать благоприятные условия для привлечения субъектов малого бизнеса в реальный сектор экономики. Например, посредством льготного кредитования предпринимателей, прoeкты которых связаны с производством товаров и внедрением новых технологий.
В целом анализ среды малого предпринимательства и заимствования средств за счет кредитов, предоставляемых банками, показал, что поддержка этой сферы осуществляется довольно слабо и неравномерно.
С целью улучшения условий предпринимательской деятельности разрабатываются специальные программы поддержки малого предпринимательства, на реализацию которых ежегодно выделяются средства из бюджетов. В основном эти средства направляются:
а) на возмещение банком разницы в процентных ставках при льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства;
Другие материалы:
Возможности использования скоринговой оценки в системе
риск-менеджмента при управлении кредитными рисками ВТБ Северо-Запад
Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами, она определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, чет ...
Кассовые операции коммерческих банков
Кассовыми операциями называют операции по ведению счетов физических и юридических лиц. Согласно российскому законодательству, клиент имеет право открывать столько счетов, сколько ему необходимо. Виды счетов: 1. расчетный счет
. Открывается коммерческим организациям и гражданам, имеющим статус предп ...
Оценка надежности акций «второго эшелона»
Изменчивость и непредсказуемость. Такие определения подходят для описания текущей ситуации на мировых фондовых площадках. Институциональные инвесторы активно избавляются от акций компаний развивающихся рынков, в том числе не оставляя в стороне российские бумаги. Панические продажи характеризуются н ...