Сущность и принципы построения организационных структур управления предприятием

Материалы » Рационализация структуры управления предприятием » Сущность и принципы построения организационных структур управления предприятием

Страница 2

Теоретический анализ специальной литературы показал, что горизонтальная организационная структура управления имеет ряд преимуществ перед вертикальной: она экономична, дает возможность установления более тесной связи с менеджерами высшего уровня. Эффективность вертикальных структур снижается по мере увеличения уровней управления.

Таким образом, принимая во внимание особенности и многогранность связей и отношений управления, становится понятной сложность категории организационной структуры управления, и ее значимость в управлении экономикой.

Аппарат управления организационно строится таким образом, чтобы в его структуре можно было выделить звенья и ступени. Звено аппарата управления — это структурное подразделение, выполняющее определенную функцию по осуществлению процесса управления. Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне управления. Во главе каждой ступени управления стоит руководитель, которому по отдельным направлениям деятельности создаются в помощь функциональные отделы и службы [15].

Количество звеньев и ступеней в аппарате управления организации определяется следующими факторами [17]:

производственной структурой;

характером выпускаемой продукции;

номенклатурой и объемом выпускаемой продукции (оказываемых услуг);

численностью работников; уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов;

сложностью технологического процесса производства;

уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.

Целевое назначение организационной структуры управления — обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством формирования, поддержания и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействий системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов [13].

Таким образом, структура управления представляет собой совокупность целей различных звеньев управления, а также координацию действий каждого звена. Связь структуры с ключевыми понятиями управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями — свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам [18].

Организационная структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Следовательно, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки копировать структуры управления, действующие в других организациях, не приведут к успешному результату, если условия работы различны [20]. Наилучшая структура – структура, позволяющая взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение целей [1].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Документооборот отдела кредитования
Заемщик должен предоставить ряд документов для получения кредита (перечень документов, которые должны быть собраны при анализе заемщика и использованы при принятии решения о предоставлении кредита) после чего работник кредитного отдела формирует папку на рабочем столе, где делается заключение по за ...

Опыт развития системы автотранспортного страхования в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации основными видами страхования автотранспорта являются системы ОСАГО и КАСКО. ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. ОСАГО введено с 1 июля 2003 года Законом об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г. Соглас ...

Виды лизинговых операций ЗАО КБ «Приватбанк»
Объектом анализа в данной дипломной работе выступает ЗАО КБ «ПриватБанк». Коммерческий банк «ПриватБанк» был основан в 1992 году. На сегодняшний день ЗАО КБ «ПриватБанк» является одним из наиболее динамично развивающихся банков Украины и занимает лидирующие позиции банковского рейтинга страны. Объе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru