Структурный подход к организации позволяет упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структура (лат. structure) — строение, единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, форма организации системы. Структура и система тесно связаны, но отождествлять их нельзя. Структура характеризует конкретную систему со стороны ее строения, пространственно-временного распределения частей, устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Благодаря структуре система воспроизводит себя. Вне систем структур не существует.
В теории организации и теории управления чаще используется понятие организационной структуры управления.
Организационная структура имеет отношение непосредственно к предприятиям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность людей, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа – процессов управления. Возникает понятие «организационная структура управления» [13].
Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, распределением полномочий между менеджерами [2].
Под организационной структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого [16]. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно — права и ответственность за их выполнение.
Основными элементами организационной структуры управления выступают: цели и стратегии системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, — менеджеры и руководители, управленческие работники; субъекты внешних связей,— потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации; связи — отношения, коммуникации, информация [13].
Определяющим звеном структуры управления предприятием выступают связи — отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание.
Выделяют функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные) [14].
Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений [3]. В зависимости от числа уровней управления организационная структура может быть вертикальной и горизонтальной [9].
Другие материалы:
Кооперативное движение Шульце
Первые шаги Шульце на поприще общественной работы относятся к голодному 1847 году. Это была чисто благотворительная деятельность, имевшая целью дать неимущему населению хлеб по низким ценам. Эта политика имеет значение только в том отношении, что Шульце живо заинтересовался социальными проблемами, ...
Учет инвестиции в капитал дочерних и
ассоциированных организаций
Деятельность банка, связанная с участием в уставных капиталах юридических лиц и учетом инвестиций, осуществляется в соответствии с требованиями действующих законодательных, нормативных, правовых актов Республики Казахстан, а также устава банка и политики бухгалтерского учета, утвержденной наблюдате ...
Принципы финансового анализа
Управление финансами – неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, связанная с выработкой и принятием финансовых и инвестиционных решений на основе использования соответствующих концепций, правил и методов. Считается, что целью деятельности предприятия и финансового управления являетс ...