Валютные резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне ЕЭС.
Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета Управляющих он может увеличиваться. Акционерами ЕЦБ могут быть только Национальные центральные банки. Капитал ЕЦБ формируется в пропорции к сравнительному демографическому и экономическому весу НЦБ. Ключевым показателем при этом является средняя взвешенная доля каждой страны в населении и ВВП «зоны евро», которая определяется по следующей формуле:
50% этой доли – в соответствии с удельным весом каждой страны в общей численности населения Европейского Экономического Сообщества;
50% - в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом внутреннем продукте ЕЭС.
Эти данные корректируются каждые 5 лет.
В настоящее время в зону евро входят 15 стран. В 2007 г. валюту евро ввела Словения, а с 1 января 2008 года Мальта и Кипр присоединились к экономическому и валютному союзу. В сентябре 2008 г. на конференции глав статистических ведомств стран—членов ЕС в Вильнюсе комиссар ЕС по монетарной политике Хоакин Алмуния объявил о политических последствиях финансового кризиса в Европе. Он не ожидает дальнейшего расширения зоны евро, по крайней мере, в течение последующих двух лет. По мнению еврокомиссара, обвал финансовых рынков и мировой финансовый кризис значительным образом повлияют на все страны—члены ЕС и не позволят в течение нескольких лет обсуждать ни возможность расширения ЕС, ни еврозоны.
С введением евро с 1 января 1999 г. и передачей основополагающих полномочий от Национальных центральных банков Европейскому центральному банку руководство Евросоюза и ЕЦБ установило официальные отношения и стало активно развивать сотрудничество с МВФ, БМР, ОЭСР, ведущими промышленно развитыми странами в составе «Группы 7», «Группы 10» и другими. В центре внимания были два главных вопроса взаимодействия:
· формирование и консолидация современной архитектуры мировой валютно-финансовой системы;
· содействие расширению международной роли евро.
В течение 2000 г. в отношениях между Европейским центральным банком и МВФ произошли два события, касающиеся повышения роли ЕЦБ в операциях со специальными правами заимствования — СДР (Special Drawing Rights, SDRs). Во-первых, 15 ноября 2000 г. МВФ одобрил выделение ЕЦБ резервной позиции, предоставляющей банку право самостоятельно совершать операции с эмитируемыми Фондом СДР. Резервная позиция позволяет ЕЦБ обменивать находящиеся в его распоряжении СДР на конвертируемые валюты, имеющие статус свободно используемых валют (доллар США, евро, английский фунт стерлингов и японская йена) в операциях со странами — членами МВФ и другими владельцами СДР. Во-вторых, 1 января 2001 г. в рамках регулярных (один раз в пять лет) пересмотров корзин стоимости и процентных ставок СДР МВФ решил заменить при оценке стоимости этих корзин страновой подход (country-based approach) на метод, основанный на валютном компоненте (currency-based approach). С 1 января 2001 г. доля компонента евро в обеих корзинах — стоимости и процентных ставок СДР — определяется на базе экономических индикаторов всей зоны евро.
На состоявшемся в феврале 1999 г. в Бонне совещании министров финансов и руководителей центральных банков стран «Группы 7» был учрежден Форум финансовой стабильности (ФФС). Его главными задачами являются:
· оценка степени уязвимости мировой финансовой системы;
· разработка конкретных мер в области надзора с целью устранения уязвимых мест мировой финансовой системы;
· совершенствование координации в сфере обмена информацией между национальными органами власти, ответственными за обеспечение финансовой стабильности.
В состав ФФС первоначально вошли представители министерств финансов, центральных банков, надзорных органов стран «Группы 7», а также международных организаций и рабочих групп, занимающихся разработкой стандартов финансовой и банковской деятельности, надзором и мониторингом финансовых систем с целью обеспечения финансовой стабильности (БМР, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР).
В настоящее время МВФ во взаимодействии с другими международными организациями с целью уменьшения уязвимости отдельных стран к кризисам проводит активную работу по пересмотру и укреплению надзорной практики, концентрируя внимание на контроле за денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой. При этом в своей надзорной практике МВФ все более активно консультируется с ЕСЦБ, с тем, чтобы максимально учесть региональные особенности развития валютно-финансовых рынков.
Другие материалы:
Проблемы финансирования деятельности
промышленных предприятий с помощью ипотечного кредитования
Финансирование деятельности предприятия за счет ипотечного кредита в настоящее время является одним из наиболее привлекательных способов. Это обусловлено несколькими факторами: появляется возможность долгосрочного кредитования оборотных средств под низкие проценты; для залога не нужно изымать средс ...
Пассивные операции банка
Существует несколько точек зрения на структуру ресурсной базы. Так, например, некоторые ученые делят ресурсы коммерческого банка на собственные и чужие. По такой классификации происходит слияние привлеченных и заемных средств в одну категорию – "чужие средства". Мы же обратимся к более ра ...
Кредитовый перевод
Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Б ...