Валютные резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне ЕЭС.
Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета Управляющих он может увеличиваться. Акционерами ЕЦБ могут быть только Национальные центральные банки. Капитал ЕЦБ формируется в пропорции к сравнительному демографическому и экономическому весу НЦБ. Ключевым показателем при этом является средняя взвешенная доля каждой страны в населении и ВВП «зоны евро», которая определяется по следующей формуле:
50% этой доли – в соответствии с удельным весом каждой страны в общей численности населения Европейского Экономического Сообщества;
50% - в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом внутреннем продукте ЕЭС.
Эти данные корректируются каждые 5 лет.
В настоящее время в зону евро входят 15 стран. В 2007 г. валюту евро ввела Словения, а с 1 января 2008 года Мальта и Кипр присоединились к экономическому и валютному союзу. В сентябре 2008 г. на конференции глав статистических ведомств стран—членов ЕС в Вильнюсе комиссар ЕС по монетарной политике Хоакин Алмуния объявил о политических последствиях финансового кризиса в Европе. Он не ожидает дальнейшего расширения зоны евро, по крайней мере, в течение последующих двух лет. По мнению еврокомиссара, обвал финансовых рынков и мировой финансовый кризис значительным образом повлияют на все страны—члены ЕС и не позволят в течение нескольких лет обсуждать ни возможность расширения ЕС, ни еврозоны.
С введением евро с 1 января 1999 г. и передачей основополагающих полномочий от Национальных центральных банков Европейскому центральному банку руководство Евросоюза и ЕЦБ установило официальные отношения и стало активно развивать сотрудничество с МВФ, БМР, ОЭСР, ведущими промышленно развитыми странами в составе «Группы 7», «Группы 10» и другими. В центре внимания были два главных вопроса взаимодействия:
· формирование и консолидация современной архитектуры мировой валютно-финансовой системы;
· содействие расширению международной роли евро.
В течение 2000 г. в отношениях между Европейским центральным банком и МВФ произошли два события, касающиеся повышения роли ЕЦБ в операциях со специальными правами заимствования — СДР (Special Drawing Rights, SDRs). Во-первых, 15 ноября 2000 г. МВФ одобрил выделение ЕЦБ резервной позиции, предоставляющей банку право самостоятельно совершать операции с эмитируемыми Фондом СДР. Резервная позиция позволяет ЕЦБ обменивать находящиеся в его распоряжении СДР на конвертируемые валюты, имеющие статус свободно используемых валют (доллар США, евро, английский фунт стерлингов и японская йена) в операциях со странами — членами МВФ и другими владельцами СДР. Во-вторых, 1 января 2001 г. в рамках регулярных (один раз в пять лет) пересмотров корзин стоимости и процентных ставок СДР МВФ решил заменить при оценке стоимости этих корзин страновой подход (country-based approach) на метод, основанный на валютном компоненте (currency-based approach). С 1 января 2001 г. доля компонента евро в обеих корзинах — стоимости и процентных ставок СДР — определяется на базе экономических индикаторов всей зоны евро.
На состоявшемся в феврале 1999 г. в Бонне совещании министров финансов и руководителей центральных банков стран «Группы 7» был учрежден Форум финансовой стабильности (ФФС). Его главными задачами являются:
· оценка степени уязвимости мировой финансовой системы;
· разработка конкретных мер в области надзора с целью устранения уязвимых мест мировой финансовой системы;
· совершенствование координации в сфере обмена информацией между национальными органами власти, ответственными за обеспечение финансовой стабильности.
В состав ФФС первоначально вошли представители министерств финансов, центральных банков, надзорных органов стран «Группы 7», а также международных организаций и рабочих групп, занимающихся разработкой стандартов финансовой и банковской деятельности, надзором и мониторингом финансовых систем с целью обеспечения финансовой стабильности (БМР, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР).
В настоящее время МВФ во взаимодействии с другими международными организациями с целью уменьшения уязвимости отдельных стран к кризисам проводит активную работу по пересмотру и укреплению надзорной практики, концентрируя внимание на контроле за денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой. При этом в своей надзорной практике МВФ все более активно консультируется с ЕСЦБ, с тем, чтобы максимально учесть региональные особенности развития валютно-финансовых рынков.
Другие материалы:
Проектное финансирование
ВТБ Банк предлагает строительным организациям, осуществляющим жилищное строительство, схему организации финансирования строительства жилья и встроенно-пристроенной нежилой недвижимости. Эта схема абсолютно прозрачна и понятна как строителям, так и потенциальным покупателям жилья. Она позволяет, с о ...
Управление рыночным риском
В конце 90-х гг. финансовые организации по всему миру активно внедряли системы управления рыночными рисками [6]. В России, правда, с некоторым запозданием также активно разрабатывались системы управления рыночными рисками. После кризиса 1998 г. большинство банков свернули свои операции на рынке цен ...
Главные составляющие банковской системы
Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств. Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнитель ...