ü сложился эффективный механизм функционирования бирж. Наиболее тонко он раскрывается через процедуру листинга (включение акций в котировочный список – «лист» биржи, после чего такие акции называются списочными). Биржа в свои котировочные списки допускает не все акции, а акции только тех компаний, которые отвечают определенным требованиям по уровню выручки, рабочего капитала, рыночной цены выпущенных ценных бумаг, открытого размещения акций и т.п. Для примера можно привести требования Нью-Йоркской фондовой биржи:
ü интерес к данной корпорации со стороны общественности;
ü деловая активность, репутация, стабильность фирмы;
ü программа действий;
ü фирма должна иметь прибыль до выплаты федерального налога не менее 2,5 млн. долларов;
ü стоимость фирмы на рынке не должна быть меньше 9 млн. долларов;
ü фирма должна публиковать подробный финансовый отчет о своей деятельности.
Компания, проявившая интерес к размещению своих акций на бирже, заполняет бланк заявки на листинг, представляющий собой детальную информацию о заявителе и о его операциях. В случае удовлетворения взаимных требований компания и биржа подписывают официальное соглашение о листинге, включающее в себя взаимные обязательства сторон о дальнейшей судьбе данного выпуска ценных бумаг.
Защищая интересы инвесторов, которые возможно пожелают купить ценные бумаги данного выпуска, биржа требует представления компанией полной информации о себе на весь срок включения данного выпуска в биржевой список. Тем самым биржа добивается «прозрачности» данной компании и ее деятельности на рынке для себя и своих клиентов.
Возрождение рынка ценных бумаг в России началось в 1990–1991 гг. К этому периоду относится появление акций трудовых коллективов и начало разработки нормативно-правовой базы фондового рынка.
В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее воплощению в жизнь. Реализация названной программы означала совершение тихой экономической революции, в результате чего произошла смена общественного строя.
1993–1994 гг. были периодом обвальной приватизации, практически разделившей общество на противоположные группы. Теоретически в начале приватизации все граждане России имели равные права и возможности. Каждый получил право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека (ваучера). Личным делом каждого было решение о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить, оставить на память или обменять на акции выбранного предприятия. Фактически же ни о каком равенстве возможностей не могло быть и речи. Неравенство порождалось различиями в финансовых возможностях граждан, уровнем их осведомленности об экономических процессах и тенденциях, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению экономики подтверждалась заторможенной реакцией подавляющего большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров», низкой активностью участия населения в проводимых чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла коренная трансформация отношений собственности. Значительная часть предприятий перешла из государственной собственности в частную и акционерную.
В 1994 году начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования дефицита государственного бюджета. Оно взяло курс на продажу государственных ценных бумаг, продажа которых ежегодно приносила в бюджет несколько десятков триллионов неденоминированных рублей. Это позволило сократить бюджетный дефицит, но с другой стороны, – резко ограничило возможности интенсивного развития производства, что привело к сокращению объемов валового национального продукта. В дальнейшем увеличение государственного долга привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг. В 1995–1996 годах получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступил в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» и др. К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государственных финансовых инструментов рынка ценных бумаг. Ее основные направления:
Другие материалы:
Анализ нормативов пруденциального надзора
Пруденциальное регулирование направлено на уменьшение банковского риска кредитной организации и осуществляется посредством установления в банковском законодательстве специальных ограничений на значения показателей деятельности кредитной организации, характеризующих величину банковского риска кредит ...
Национальный Банк Республики Таджикистан
Национальный банк Таджикистана является центральным эмиссионным, резервным банком Республики Таджикистан, находится в собственности Республики Таджикистан и несет ответственность перед Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Национальный банк Таджикистана является самостоятельным ...
Сущность страхования и его история
Человечество живет и трудится в условиях определенной природной и социальной среды. В процессе своей жизнедеятельности оно постоянно сталкивается с влиянием и воздействием различных стихийных сил природы, неожиданностями и со случайностями социальных и бытовых явлений. Страхование - древнейшая кате ...