В силу разнообразия инструментов финансового рынка давать единую синтетическую оценку его масштабов представляется нецелесообразным (да и просто невозможным), хотя в известных пределах суммирование допустимо. Например, рынков долговых и долевых ценных бумаг. Тем не менее, более корректно рассмотреть рынки ценных бумаг по укрупненным группам: рынки акций (долевых бумаг), рынки долговых бумаг и рынки производственных финансовых инструментов (деривативов).
Наиболее обобщающим показателем масштабов рынка акций является капитализация – совокупная курсовая стоимость акций, допущенных к торговле на фондовых рынках.
Рост капитализации может происходить за счет двух факторов: 1) роста цен на акции и 2) увеличения общего количества компаний, прибегающих к выпуску акций, предназначенных для продажи широкому кругу инвесторов. Второй фактор имеет существенное значение только на формирующихся рынках, на развитых рынках количество компаний, по которым рассчитывается капитализация (имеющих листинг на организованном рынке). На развитых рынках количество компаний, по которым рассчитывается капитализация, представляет собой величину достаточно стабильную: она росла, но относительно умеренными темпами (приложение 2). Таким образом, рост капитализации связан в основном с ростом курсовой стоимости акций.
За 20 лет (1980–1999 гг.) капитализация мировых рынков акций выросла почти в 13 раз (табл. 2), в то время как совокупный ВВП увеличился за тот же период примерно в 2,5 раза.
Таблица 2. Капитализация мировых рынков акций на конец года (млрд. долл.)
Страна |
1980 г |
1985 г |
1990 г |
1995 г |
2000 г |
2004 г |
2007 г |
Великобритания |
205 |
328 |
849 |
1408 |
2577 |
2865 |
3058 |
Германия |
72 |
184 |
355 |
577 |
1270 |
1195 |
1221 |
Италия |
25 |
59 |
149 |
210 |
768 |
790 |
798 |
США |
1448 |
2325 |
3059 |
6858 |
15104 |
16324 |
17001 |
Франция |
55 |
79 |
314 |
522 |
1447 |
1559 |
1713 |
Япония |
380 |
979 |
2918 |
3667 |
3157 |
3558 |
4573 |
Развитые рынки |
2546 |
4490 |
8809 |
15878 |
29631 |
33264 |
36460 |
Бразилия |
9 |
43 |
16 |
148 |
226 |
330 |
475 |
Индия |
8 |
14 |
39 |
127 |
148 |
386 |
553 |
Китай |
- |
- |
- |
42 |
591 |
448 |
402 |
Корея |
4 |
7 |
111 |
182 |
148 |
386 |
553 |
Мексика |
13 |
4 |
33 |
91 |
125 |
172 |
239 |
Россия |
- |
- |
- |
16 |
41 |
248 |
531 |
Саудовская Аравия |
- |
- |
- |
41 |
68 |
306 |
646 |
ЮАР |
- |
55 |
138 |
281 |
204 |
443 |
549 |
Все формирующиеся рынки |
79 |
178 |
589 |
1905 |
2475 |
4601 |
6472 |
Весь мир |
2728 |
4668 |
9398 |
17782 |
32865 |
37865 |
42932 |
Другие материалы:
Составные
части банковского маркетинга
Необходимость освоения банками приемов маркетинга в современных условиях диктуется следующими обстоятельствами появление на национальных банковских рынках конкурентов в лице иностранных банков и небанковских организаций; борьба за клиентов: · превращение банков в универсальные и поиск отличий, отве ...
Формы денежных расчетов предприятий
Эти отношения является самой очевидной формой стоимостных отношений экономических субъектов. Согласно законодательству денежные расчеты могут осуществляться: 1) в наличной форме; 2) безналичной форме. При наличных расчетах происходит передача денежных средств (банкнот, монет), а при безналичной фор ...
Перспективы развития социальных функций
медицинского страхования в Российской Федерации и Свердловской области
Формирующиеся рыночные отношения на основе различных видов собственности изменили здравоохранение как социальный институт, в котором остались прежние принципы финансирования сети учреждений при снижении относительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами. При этом государственные и му ...