В силу разнообразия инструментов финансового рынка давать единую синтетическую оценку его масштабов представляется нецелесообразным (да и просто невозможным), хотя в известных пределах суммирование допустимо. Например, рынков долговых и долевых ценных бумаг. Тем не менее, более корректно рассмотреть рынки ценных бумаг по укрупненным группам: рынки акций (долевых бумаг), рынки долговых бумаг и рынки производственных финансовых инструментов (деривативов).
Наиболее обобщающим показателем масштабов рынка акций является капитализация – совокупная курсовая стоимость акций, допущенных к торговле на фондовых рынках.
Рост капитализации может происходить за счет двух факторов: 1) роста цен на акции и 2) увеличения общего количества компаний, прибегающих к выпуску акций, предназначенных для продажи широкому кругу инвесторов. Второй фактор имеет существенное значение только на формирующихся рынках, на развитых рынках количество компаний, по которым рассчитывается капитализация (имеющих листинг на организованном рынке). На развитых рынках количество компаний, по которым рассчитывается капитализация, представляет собой величину достаточно стабильную: она росла, но относительно умеренными темпами (приложение 2). Таким образом, рост капитализации связан в основном с ростом курсовой стоимости акций.
За 20 лет (1980–1999 гг.) капитализация мировых рынков акций выросла почти в 13 раз (табл. 2), в то время как совокупный ВВП увеличился за тот же период примерно в 2,5 раза.
Таблица 2. Капитализация мировых рынков акций на конец года (млрд. долл.)
Страна |
1980 г |
1985 г |
1990 г |
1995 г |
2000 г |
2004 г |
2007 г |
Великобритания |
205 |
328 |
849 |
1408 |
2577 |
2865 |
3058 |
Германия |
72 |
184 |
355 |
577 |
1270 |
1195 |
1221 |
Италия |
25 |
59 |
149 |
210 |
768 |
790 |
798 |
США |
1448 |
2325 |
3059 |
6858 |
15104 |
16324 |
17001 |
Франция |
55 |
79 |
314 |
522 |
1447 |
1559 |
1713 |
Япония |
380 |
979 |
2918 |
3667 |
3157 |
3558 |
4573 |
Развитые рынки |
2546 |
4490 |
8809 |
15878 |
29631 |
33264 |
36460 |
Бразилия |
9 |
43 |
16 |
148 |
226 |
330 |
475 |
Индия |
8 |
14 |
39 |
127 |
148 |
386 |
553 |
Китай |
- |
- |
- |
42 |
591 |
448 |
402 |
Корея |
4 |
7 |
111 |
182 |
148 |
386 |
553 |
Мексика |
13 |
4 |
33 |
91 |
125 |
172 |
239 |
Россия |
- |
- |
- |
16 |
41 |
248 |
531 |
Саудовская Аравия |
- |
- |
- |
41 |
68 |
306 |
646 |
ЮАР |
- |
55 |
138 |
281 |
204 |
443 |
549 |
Все формирующиеся рынки |
79 |
178 |
589 |
1905 |
2475 |
4601 |
6472 |
Весь мир |
2728 |
4668 |
9398 |
17782 |
32865 |
37865 |
42932 |
Другие материалы:
Содержание банковского маркетинга
Понятие банковского маркетинга. Банковский маркетинг можно рассматривать в нескольких аспектах: как вид человеческой деятельности, систему и концепцию управления, философию мышления, науку. Банковский маркетинг как вид человеческой деятельности означает, что деятельность банков должна быть направле ...
Анализ активов и пассивов банка по балансу за 2011 год
На первое ноября 2011 года объем собственных средств финансовой организации составил 27,8 млрд. рублей. Кредитный портфель увеличился на 51,6%, достигнув 134,4 млрд. рублей. Портфель ценных бумаг вырос на 4,7% и составил 36,9 млрд. рублей. Сумма привлеченных средств населения превысила 47,8 млрд. р ...
Информационная справка о банке ОАО «Ханты-Мансийский Банк»
ОАО «Ханты-Мансийский Банк» (ХМБ) — крупный региональный банк со сравнительно широкой сетью обслуживания и продаж. Основные направления деятельности — кредитование, обслуживание счетов корпоративных и частных клиентов, привлечение средств населения во вклады, операции на валютном рынке и рынке ценн ...