Информационная асимметрия на банковском рынке

Материалы » Преодоление информационной асимметрии на рынке банковских услуг » Информационная асимметрия на банковском рынке

Страница 2

Дж. Аксрлофа в первую очередь интересовал вопрос о том, может ли асимметричная информация привести к краху рынка. Поскольку покупатели снижают цену, которую они готовы заплатить за подержанные машины из-за своей неспособности отличить хорошую машину от лимона, владельцы хороших машин не захотят продавать их. Это повысит вероятность покупки лимона и, соответственно, еще более снизит цену, которую готовы заплатить покупатели. В результате на пролажу будут предлагаться только никому не нужные лимоны, и рынок подержанных автомобилей перестанет функционировать.

Ту же логику можно применить к любому рынку. на котором существуют информационные асимметрии, в том числе и к финансовым рынкам.

Потребитель при приобретении товара в магазине сам выбирает товар с желаемыми свойствами, которые производит производитель. Клиенты банка также стремятся найти банковские продукты, которые бы максимально удовлетворял и их требованиям. Банки сами принимают решения о том, по каким клиентам и по каким ставкам предоставлять кредит. Более высокие процентные ставки по кредиту предполагают более низкую информированность банка о заемщике или более рискованные кредитные проекты. Соответственно, банк привлекает клиентов с более высокими рисками невозврата («лимонов») клиентов. В результате более надежные («хорошие») клиенты с низкими рисками по невозврату кредитов (которые обладают кредитной историей, залогом и т.д.), будут искать тот банк, где кредитная ставка будет ниже, так как кредиты по высоким процентным ставкам, которые они станут предлагать на рынке, будут не востребованы и в результате данные банки перестанут функционировать. В конечном итоге кредитор, даже определяя платежеспособных заемщиков, не сможет выдать им кредит под меньшую процентную ставку, чем он предлагает заемщикам с неизвестной вероятностью возврата, так как в любом случае средняя процентная ставка по привлекаемым средствам и размещаемым должна иметь положительный спрэд, иначе банк будет работать в убыток.

Если кредитный рынок характеризуется информационной несостоятельностью, то он будет вероятнее всего сильно сегментирован и монополизирован.

К настоящему времени в банковском секторе России сложилось несколько групп банков.

Первая, самая существенная, группа - это государственные банки, которые так и не сократили своего присутствия на банковском рынке.

Второй по значимости сегмент - это крупные частные банки, как правило, работающие в рамках финансово-промышленных групп.

Третий банковский сегмент — это иностранные банки.

Четвертая группа - это мелкие и средние банки. Банки данной группы являются, как правило, «банком одного акционера, одного клиента и одного кредитора».

Согласно приведенной сегментации банковского рынка России мы знаем, что предпочтения потребителей доминирующих банков (к ним относим банки первой группы), действующих на рынке банковских услуг, менее эластичны, чем предпочтения потребителей банков-аутсайдеров. В результате проведения гибкой процентной политики данная группа банков пытается привлечь клиентов банков-аутсайдеров, зная, что клиенты банка основное внимание обращают на процентную ставку банка как основной показатель качества товара, предлагаемого банком. Располагая лишь статистической информацией о клиентах на рынке, он попытается осуществить их перераспределение в свою пользу.

Сбербанк России в течение 2008 г. стремился проводить гибкую процентную политику, так, с 24 марта 2008 г. Сбербанк России снизил процентные ставки по наиболее востребованным населением кредитам и повысил с 17 марта 2008 г. процентные ставки по некоторым видам вкладов физических лиц в рублях и сберегательным сертификатам3. Второй раз в этом году Сбербанк России с 1 декабря 2008г. повысил процентные ставки по вкладам физических лиц и сберегательным сертификатам в рублях на 1,0 - 2,5 п. п. и в зависимости от срока привлечения и размер;! первоначального взноса установил новые процентные ставки4. Необходимо отметить, что процентные ставки по депозитам в Сбербанке России даже после повышения все еще ниже на 2 — 3 %, чем у банков-аутсайдеров. Проценты по предоставляемым кредитам также ниже на 2 — 3 %, но и требования к заемщикам были пересмотрены в сторону ужесточения.

Проводя изменение процентных ставок, Сбербанк России ставил перед собой задачу, которая заключается в том, чтобы путем продуктовой дифференциации «переманить» потенциальных клиентов банков-аутсайдеров, но оставить за собой всех своих предыдущих клиентов (не допустить эффекта «самопожирания»). Эта цель достигается, если новый продукт/услуга, выпускаемая доминирующим банком, занимает в соответствии со своими характеристиками промежуточное место на продуктовой линии рынка. В этом случае потребители, ранее приверженные доминирующему банку, остаются к нему лояльными, поскольку полезность нового товара для них ниже, чем полезность старого продукта; а потребители банков-аутсайдеров переходят к потреблению продукта доминирующего банка, так как полезность последнего для них выше.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Эмиссионные операции банков
Коммерческие банки выпускают акции с целью формирования собственного капитала в форме уставного капитала, если они создаются в виде акционерного общества и в последующем при увеличении уставного капитала. Все выпуски ценных бумаг независимо от величины выпуска и количества инвесторов подлежат обяза ...

Выводы
Процесс управления ВТБ Банком предусматривает эффективную систему принятия стратегических и тактических решений, осуществляется в соответствии с международными стандартами и действующим законодательством Украины ВТБ Банк – одна из самых динамично развивающихся финансовых компаний в Украине. За 5 ле ...

Оценка банковского риска в системе внутреннего контроля
Конечным результатом любой деятельности внутребанковских структур должен быть нацелен на главную цель коммерческого банка – достижения максимального размера дохода. Не исключением является, также структура банка, занимающиеся внутренним контролем. Выполняя, непосредственно свои обязанности данная с ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru