Информационная асимметрия на банковском рынке

Материалы » Преодоление информационной асимметрии на рынке банковских услуг » Информационная асимметрия на банковском рынке

Страница 3

В результате наших теоретических предпосылок и согласно исследованию, проведенному М. В. Семеновой, можно видеть, что физические лица при выборе банка руководствуются экономическими предпосылками и будут выбирать банки, которые предлагают более низкие проценты по кредиту и более высокие проценты по вкладам.

Следовательно, через определенный промежуток времени должно произойти перераспределение клиентов среди банков, в результате существует вероятность возникновения ситуации, когда хорошие клиенты предпочтут получать кредиты в тех банках, где проценты по кредиту ниже, а размешать средства только в тех банках, гас проценты по вкладам выше, так как при выборе банка при размещении вклада они ориентируется на процентную ставку, предлагаемую банком. Поэтому для ряда банков стоимость привлекаемых денежных средств будет излишне высокой и они будут вынуждены размещать средства под более высокие проценты, что предполагает бол ее рискованные кредитные проекты. Данная банковская политика в результате должна привести к банкротству банка.

Мы пришли к выводу, что рынки банковских услуг в большей, нежели любые другие рынки, степени подвержены проблемам, связанным с асимметрией информации. Вклады физических лиц характеризуются 100%-ной вероятностью возврата до 700 ООО руб. в России, в ряде европейских стран принято решение о полном возврате без ограничения сумм вклада, желание вкладчиков тратить усилия на оценку платежеспособности банка в будущем ставится нами под сомнение. Следовательно, от введения системы страхования вкладов определенно выигрывают несколько групп агентов. Во-первых, это, безусловно, выгодно вкладчикам. Во-вторых, выигрывают мелкие банки, так как страхование вкладов делает их более конкурентоспособными. однако выгода, естественно, зависит от доли вкладов в структуре пассивов.

Основной проблемой, возникающей с введением страхования вкладов, является проблема морального риска. Даже имевшие возможность осуществлять мониторинг вкладчики перестанут этим заниматься, так как получат гарантии выплат по вкладам независимо от результатов деятельности банка. Следовательно, выбор банка потенциальными клиентами будет зависеть л ишь от предлагаемой процентной ставки. Банки в отсутствие контроля со стороны рынка будут инвестировать привлеченные средства в более рискованные активы (риск неблагоприятного выбора клиента), что позволит, во-первых, получить большую доходность (ценой большего риска), во-вторых, предложить более высокий процент вкладчикам, что сделает банк более конкурентоспособным в сложившейся ситуации. В результате такой инструмент, как страхование вкладов, призванный обеспечить стабильность банковского сектора, может иметь ровно противоположный эффект, если рыночное дисииплинированне сведено к нулю.

Итак, в настоящее время в России управление банковскими активами осуществляется на основе традиционных методов, обладающих рядом недостатков. Одной из основных причин преобладания традиционного подхода и одновременно фактором, усиливающим негативные проявления этого подхода, является низкий уровень корпоративной ответственности отечественных банков перед своими сотрудниками, вкладчиками, банковским сообществом и обществом в целом (в масштабах города, региона, страны в зависимости от размеров банка и географин его операций). Руководители тех немногих российских кредитных организаций, которые заявляют о своей корпоративной ответственности, понимают се ограниченно, в основном как необходимость своевременной уплаты налогов и участие в благотворительных программах. И то, и другое немаловажно, однако рассматриваемое понятие намного шире

Соответствие требованиям, но публичному раскрытию банками информации об основных рисках должно решать проблему риска неблагоприятного выбора клиента и морального риска, и его первоисточника-асимметрии информации и выступает рыночным дисциплинированием. Однако данная публичность раскрытия информации уже не нужна вкладчикам. Данная информация необходима прежде всего тем лицам, которые будут приобретать банковские продукты, по которым нет гарантии возврата денежных средств в случае банкротства банка. Данным продуктом являются в первую очередь долговые ценные бумаги. В последнее время именно они получили широкое развитие. Банк всегда нуждается в привлечении дополнительных ресурсов, и после выдачи ипотечных, автокредитов или других кредитов банк продаст свои права кредитора на фондовом рынке путем превращения данных прав в долговые ценные бумаги.

Данные исследовательского центра McKinscy Global Institute (M(JI) о развитии финансовых активов говорят о том, что в результате структурных изменений доля банковских депозитов в объеме мировых финансовых активов снизилась с 45% в 1980 г. до 30% в 2003 г., и часть банковских функций (парораспределительную, инвестиционную) взяли на себя фондовый рынок и действующие на нем не кредитные финансовые институты[1].

Ученые также стали выявлять новую функцию банка - банки - это предприятия, специализирующиеся на сборе и использовании информации. Банк является учреждением, которое служит источником информации и тем самым предотвращает се асимметрию, от которой страдают покупатели и продавцы, сталкиваясь лицом к лицу на рыке капиталов[2].

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Трастовые операции
Траст (trust - доверие, доверительное управление) - это операции по управлению средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т. п.) клиента, осуществляемые от своего имени и по поручению клиента на основании договора с ним. Правовой базой, на которой развиваются операции по доверительному уп ...

Дилерская и брокерская деятельность банков
Российский рынок ценных бумаг характеризуется наличием высокотехнологичного биржевого рынка, где совершение сделок и их исполнение являются автоматизированными процессами, и внебиржевого рынка, где сделки носят эпизодический характер. ОРЦБ (ГКО-ОФЗ, муниципальные облигации, акции «голубые фишки», о ...

Организация кредитования юридических лиц в коммерческом банке
1) Этапы кредитования юридических лиц Непосредственно кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком. Современная отечественная практика, когда кре ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru