Было принято решение о ликвидации банковской системы 19 января 1920г. Народный банк был упразднён, а его активы и пассивы переданы Наркомфину, за которым сохранялось право эмиссии. Таким образом, в России не осталось ни одного кредитного учреждения.
В октябре 1921г. был вновь учреждён Государственный банк РСФСР (с июля 1923г. – Государственный банк СССР). В положении о нём указано, что Государственный банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных на установление правильного денежного обращения.
В октябре 1922г. Госбанк выпустил в обращение банковские билеты – червонцы. Один червонец приравнивался по золотому содержанию к царской десятирублёвой монете, содержавшей 7,7423г. чистого золота.
В течение 1922 – 1924г.г. Госбанк провёл три денежных реформы. В 1922г. был выпущен в обращение рубль, обмениваемый на 10 000 ранее эмитированных денежных знаков; в 1923г. – новый рубль, обмениваемый на 100 руб. образца 1922г. В январе 1924г. выпущены казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 руб. Десять рублей приравнивались к одному червонцу. Новый рубль в течении трёх месяцев обменивался на 50 000 руб. образца 1923г. Таким образом, за два года Госбанк уменьшил денежную массу в 50 трлн. раз.
Новые деньги способствовали развитию товарно-денежных отношений и возрастанию роли Госбанка в экономике страны.
Значительно расширилась сеть учреждений Госбанка. Так, в начале 1922 г. он имел всего 21 филиал, а в 1929г. уже функционировали 589 учреждений Госбанка.
12 декабря 1922г. на шведский капитал был образован Российский коммерческий банк (Роскомбанк). Капитал банка составил 10 млн. руб. (5,2 млн. долл. США в ценах того периода). Это был первый банк, созданный в России с помощью иностранного капитала. Его основная задача заключалась в содействии торгово–промышленным предприятиям в развитии внешней торговли. В 1924г. акции банка были выкуплены Наркомвнешторгом и Госбанком, он стал называться Внешторгбанк.
В июле 1927г. руководство страны приняло постановление «О принципах построения кредитной системы», вызванное тем, что в работе банков (особенно специализированных) наблюдался параллелизм. В погоне за клиентурой эти банки выходили за установленные им рамки отдельных отраслей хозяйства, стремясь стать универсальными. Множественность банков, осуществляющих краткосрочное кредитование, порождала нездоровую конкуренцию между ними. В соответствии с этим постановлением были разграничены функции банков и усилена роль Госбанка как органа краткосрочного кредитования, а отраслевых банков – как органов долгосрочного кредита.
В начале 1928г. Промбанк был реорганизован в специальный Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), а его краткосрочные операции были переданы Госбанку. Одновременно был ликвидирован Электробанк, его активы и пассивы, связанные с долгосрочным кредитованием, переданы Промбанку.
Другие материалы:
Меры по повышению конкурентоспособности российской
банковской системы
В настоящее время актуальность повышения конкурентоспособности банковской системы России возрастает в связи с решением задач социального и экономического развития страны, с вовлечением России в международное сотрудничество при вступлении в ВТО. Успешное развитие возможно только в условиях функциони ...
Общие принципы ипотечного кредитования в Европе
В настоящее время ипотека в странах ЕЭС является мощным фактором развития экономики. В странах ЕЭС до 80% всех залогов являются ипотечными. Процент за ипотечный кредит существенно ниже, чем за другие виды банковских кредитов. Ипотечный кредит, как правило, выдается на срок 15-40 лет. Процент кредит ...
Методы оценки рыночной стоимости
объектов ипотеки
Методы оценки объектов недвижимости базируются в основном на трех подходах: с точки зрения сравнимых продаж; на основе затрат; с точки зрения капитализации дохода. При оценке объектов недвижимости в рамках данных подходов обычно используют следующие методы: метод оценки по сравнимым продажам (метод ...