Типичный вкладчик российских банков – человек с ежемесячным доходом более 3 тысяч рублей на каждого члена семьи. Ему больше 45 лет, он специалист с высшим образованием, квалифицированный рабочий или пенсионер. Живёт в крупном городе с населением более полумиллиона. Такой «портрет» складывается из итогов соцопроса ВЦИОМа, который был организован Агентством по страхованию вкладов (АСВ).
Выяснилось, что количество людей, пользующихся услугами банков, выросло по сравнению с 2005 годом с 57 до 63%. Остальных социологи записали в «резерв долгосрочного развития банковской системы».
Кстати, здесь можно легко нарисовать портрет «типичного невкладчика». Это человек с низкими доходами, старше 60 лет, житель села, у которого объективно мало возможностей пользоваться услугами банков, да и нет особого желания этого делать.
17% населения относятся к «потенциальным вкладчикам», то есть имеют свободные средства, но не торопятся отнести их в банк. Неудивительно, ведь вложения в недвижимость и паевые инвестиционные фонды стали в 2006 году наиболее доходными вложениями денег , по данным Центра макроэкономических исследований компании БДО Юникон. В результате резкого скачка цен на жильё средняя доходность вложений в недвижимость составила 60%, а благодаря росту курса акций большинства российских компаний некоторые ПИФы получили до 80% дохода. А из всех вкладов населения только годовые рублёвые депозиты обеспечили защиту сбережений от инфляции, их реальная доходность составила 0,39 %.
По данным ВЦИОМа 40% населения делают сбережения «на непредвиденный случай, про запас», а это психологически несовместимо с рисковыми комбинациями. Доля людей, которые считают настоящий момент подходящим для накоплений, выросла за год с 20 до 29%. Что скорее всего связано с ростом реальных доходов значительной части населения.
Идеальный же банк, по мнению людей, - это крупный (53%) государственный (72%), давно работающий на рынке (81%) и «с более высоким процентом по вкладам» (54%).
Возможности «типичного вкладчика» пока весьма скромны. 46% опрошенных оценивают возможную сумму сбережений не более чем в 30 тысяч рублей. Группа вкладчиков многочисленна в Северо-Западном (44%) и Дальневосточном(45%) федеральных округах. Минимальная доля вкладчиков среди жителей Южного федерального округа – 27%.
Представители АСВ подчеркнули, что под влиянием системы страхования вкладов 3% опрошенных, в том числе 4% вкладчиков, собираются открыть новый вклад, а 6% вкладчиков уже увеличили размер имеющегося вклада. Кроме того, 6% вкладчиков намерены разбить свой вклад на несколько новых, размеры которых не превышают суммы страхового возмещения.
Табл.8 Цели хранения денег населением в банках
2005 |
2006 | |
На непредвиденный случай |
40% |
46% |
На ремонт квартиры, дома |
19% |
16% |
На отдых, лечение |
17% |
15% |
На образование(свое и близких) |
8% |
12% |
На покупку автомобиля |
7% |
5% |
На покупку недвижимости |
5% |
5% |
Чтобы получить доход в виде % |
2% |
1% |
На открытие собственного бизнеса |
2% |
0% |
Другие материалы:
История банка. Основные этапы становления развития
Акционерный Коммерческий Международный Промышленный Инвестиционный Банк «Медпроминвестбанк» (открытое акционерное общество), именуемый в дальнейшем Банк, является кредитной организацией, созданной по решению учредителей (протокол № 1 от 16.09.93 г.) Организационно-правовая форма – открытое акционер ...
Банковские
риски: понятие и основные виды
Решение любой экономической задачи должно опираться на правильное понимание сущности риска и механизма его исследования. Рыночная среда неотделима от понятия риска, поэтому приоритетной целью банка является не поиск заведомо безрискового делового решения, а поиск решения альтернативного, нестандарт ...
Активные операции коммерческих банков
Активные операции – это операции по размещению ресурсов с целью получения дохода. При осуществлении активных операций коммерческий банк руководствуется рядом принципов, основными из которых являются: 1. размещение ресурсов должно осуществляться в соответствии с законодательством; 2. при размещении ...