Опыт развития системы автотранспортного страхования в Российской Федерации

Материалы » Развитие системы страхования автотранспортных средств в РК » Опыт развития системы автотранспортного страхования в Российской Федерации

Страница 3

Несбалансированность системы коэффициентов косвенно подтверждают и данные о региональной дифференциации по коэффициенту выплат. В то же время анализ региональных данных свидетельствует о критическом уровне показателя в ряде субъектов Российской Федерации. На I квартал 2008 г. в 34 регионах показатель был выше 77%, в 7 – перевалил 100-процентный рубеж.

Уровень концентрации рынка ОСАГО постепенно снижался: от умеренно концентрированного в первые годы действия ОСАГО до низко концентрированного в последние периоды. Данные по отдельным компаниям свидетельствуют о разнице в их финансовом положении, прибыльности и перспективах развития.

Анализ эффективности системы бонус-малус доказал, что в существующем виде она внутренне не сбалансирована как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Пятилетняя инфляция, неадекватность ряда поправочных коэффициентов, вступление в силу упрощенной процедуры оформления ДТП и системы урегулирования убытков, мировой финансовый кризис – все это неминуемо приведет к масштабному кризису рынка ОСАГО уже в 2009 году.

Мировой финансовый кризис отразится на рынке ОСАГО не столько за счет снижения темпов прироста взносов, хотя некоторое замедление все-таки ожидается, сколько через резкое ухудшение финансовой устойчивости его участников. Если в 2007–2008 годах автостраховщики имели возможность выравнивать свою убыточность за счет страхования автокаско, то в 2009 году взносы по страхованию средств наземного транспорта от ущерба и угона резко сократятся, а доля высокоубыточного ОСАГО в страховых портфелях увеличится. В этих условиях сильнее будет проявляться проблема недостаточности резервов у компаний, проводящих активную маркетинговую политику и занижавших тарифы по автокаско. Кроме того, падение фондового рынка и кризис в банковской системе уже сказываются на обесценении активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. Еще одно следствие кризиса – это увеличение уровня выплат, которое всегда отмечается в сложные для экономики периоды.

Именно в этих условиях с 1 марта 2009 года вступили в силу поправки, устанавливающих систему прямого возмещения убытков и упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия. По прогнозам «Эксперт РА», введение поправок при неизменных тарифах вызовет рост убыточности до 79,7% на 1 июля 2009 года (102,7% с учетом РВД и отчислений в фонд РСА) и до 109% на 1 июля 2011 года (132%).

Система прямого возмещения убытков будет стимулировать страховщиков выплачивать своим клиентам максимально возможную компенсацию по возмещению вреда, причиненного как имуществу, так и жизни, и здоровью. Прогнозируемый рост выплат за счет вступления в силу поправок в 2009 году составит 11,5%, в 2010 – 21,8%. В свою очередь, упрощенная процедура оформления ДТП приведет к резкому увеличению числа заявленных мелких ДТП и случаев страхового мошенничества. Все это будет сопровождаться ростом РВД страховых компаний.

Следовательно, в 2009 году произойдет целая серия банкротств страховщиков, специализирующихся именно на автостраховании. Кризис рынка ОСАГО будет сопровождаться задерживанием выплат, ухудшением качества обслуживания и, как следствие, недовольством страхователей и дискредитацией всего страхового рынка, что может сильно затруднить дальнейшее развитие страховой розницы.

Единственный выход из сложившейся ситуации – корректировка поправочных коэффициентов и повышение тарифов. Поправочные коэффициенты должны быть скорректированы таким образом, чтобы убыточность по отдельным тарифным территориям и типам транспортных средств распределялась равномерно. В связи с высоким уровнем инфляции в России имеет смысл ввести новый поправочный коэффициент, который позволил бы ежегодно корректировать тарифы на ОСАГО с учетом инфляции на автозапчасти и услуги автомастерских. Утверждение индексации данного поправочного коэффициента правительством Российской Федерации целесообразно было бы осуществлять ежегодно на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Оценка финансовой деятельности банка
Банковские операции в основном базируются на привлеченных и заемных ресурсах. В общей сумме банковских ресурсов привлеченные ресурсы занимают преобладающее место. Их доля по различным банкам колеблется от 80% и выше. С развитием рыночных отношений структура привлеченных ресурсов претерпела существе ...

Повышение ликвидности государственных ценных бумаг
Выделим основные направления повышения ликвидности государственных ценных бумаг. 1. Введение института первичного дилерства. Одним из важнейших механизмов повышения ликвидности российского рынка государственных ценных бумаг является введение института первичного дилерства. Основной функцией, котору ...

Практика деятельности Липецкого ОСБ по межфилиальным расчетам
Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами (подразделениями кредитной организации) внутри кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов. По счетам межфилиальных расчетов подразделения кредитной организации могу ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru