Сохранение централизованной банковской системы противоречило интересам союзных республик, независимость которых к этому периоду уже была декларирована. В этот же период усилилось противостояние союзного Правительства и руководства России. В принятом ВС РСФСР в июле 1991г. постановлении «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики» все банки со своими службами на территории РСФСР, за исключением союзных правлений Госбанка и спецбанков, объявлялись её собственностью. Республиканские правления Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР упразднялись, а их учреждения в автономных республиках, краях и областях превращались в самостоятельные коммерческие банки.
Многие учреждения специализированных банков стали самостоятельно реорганизовываться в коммерческие банки, объявлять себя независимыми от системы, которая ими ранее руководила. Начался массовый переход клиентуры из учреждений государственных специализированных банков в коммерческие. Зачастую этот переход осуществлялся путём юридического переоформления.
Таким образом, уже к концу 1990г. была произведена административная ломка существовавшей общесоюзной централизованной банковской системы. Этот процесс проходил при отсутствии соответствующей правовой базы. Только 2 декабря 1991г. ВС РСФСР принял закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В стране уже функционировали более 300 коммерческих банков. Российские законы закрепили начавшееся в стране создание новых банков независимых от органов власти при решении вопросов банковской коммерческой деятельности. В России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле. Правления специализированных банков упразднены. Их филиалы путём разгосударствления и акционирования преобразовались в коммерческие банки. Система коммерческих банков начала развиваться. К концу 1993г. на территории России функционировали более 2 тыс. банков и тысячи их филиалов. В деятельности коммерческих банков уточнялись и совершенствовались их взаимоотношения с Центральным банком Российской Федерации.
Годом формирования двухуровневой банковской системы можно считать 1990г. Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком Российской Федерации и его главными территориальными управлениями в областях и краях, а также национальными банками республик, входящих в Российскую Федерацию. Второй (нижний) уровень состоит из сети коммерческих банков и их филиалов.
Взаимоотношения между Центральным банком России и коммерческими банками регулируются законами Российской Федерации. В частности, Государственная Дума приняла 12 апреля 1996г. закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который содержит принципиальные основы этих взаимоотношений, а 3 февраля 1996г. – Закон «О банках и банковской деятельности».
Другие материалы:
Методы анализа фондового рынка
Анализ фондового рынка направлен, прежде всего, на оценку фондовых активов с точки зрения их доходности и риска. Изменение курсовой стоимости и дивидендов различных ценных бумаг не только в России, но и во всем мире зависит от ряда внутренних и международных факторов экономического и неэкономическо ...
Основные экономические и правовые понятия в
ипотеке и ипотечном кредите
В связи с увеличением объемов делового оборота недвижимости в России все активнее стали использоваться такие инструменты, как залог недвижимого имущества, внесение недвижимости в качестве вклада в уставный капитал и др. В этой связи объективно проявилась необходимость правового регулирования вопрос ...
Анализ динамики и структуры баланка коммерческого банка
После анализа бухгалтерского баланса ОАО «АФ Банк» было выявлено следующее: в составе активов баланса наибольший удельный вес занимает чистая ссудная задолженность 77% в 2007г. и 69% в 2008г. Доля вложений банка сократилась на 8%, что составляет 580155 тыс. руб. это является отрицательным фактором ...