Проблемы создания и деятельности обществ взаимного страхования

Материалы » Общества взаимного страхования: история возникновения, современное состояние и перспективы развития » Проблемы создания и деятельности обществ взаимного страхования

Страница 1

В современной России правовой базой взаимного страхования служит ст.968 «Взаимное страхование» ГК РФ. Согласно п.2 указанной статьи, особенность правового положения и условия деятельности ОВС должны определяться Законом «О взаимном страховании». В настоящее время данный закон не принят, что создает ряд проблем и противоречий для деятельности обществ взаимного страхования.

Гражданский кодекс РФ не требует наличия лицензии на осуществление страховой деятельности для ОВС. На общества взаимного страхования не распространяются установленные для страховщиков ограничения по размещению страховых резервов. На них не распространяются требования по поддержанию платежеспособности, публикации отчетности и получению аудиторского заключения.

Попытка устранить имеющийся правовой диссонанс была сделана департаментом страхового надзора весной 2001г. Письмом Министерства финансов РФ от 28.03.01 №24-00/05 всем российским ОВС было рекомендовано в добровольном порядке встать на учет в Департаменте страхового надзора Минфина РФ. [8, c. 82-86].

Лицензирование деятельности ОВС в России — вопрос, который может разрешиться только законом о взаимном страховании.

В законопроектах о взаимном страховании, в частности в проекте, представленном депутатами Государственной Думы И.Ю. Артемьевым, М.М. Задорновым, М.В. Емельяновым не предусмотрено получение ОВС лицензии на осуществление страховой деятельности.

В законопроекте предполагается, что государственный надзор и контроль за деятельностью обществ будет осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Общество приобретает право осуществлять страхование с момента его аккредитации и внесения в Государственный реестр обществ взаимного страхования. Порядок аккредитации обществ в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью будет установлен Правительством Российской Федерации.

Отсутствие лицензирования означает, что на ОВС не накладывается никаких серьезных финансовых ограничений в плане платежеспособности, формирования резервов, размещения активов. Кроме того, не устанавливается никаких требований по передаче рисков взаимного страхования в перестрахование. [9].

В Европе регулирование деятельности ОВС осуществляется в соответствии с Директивами ЕС. В сфере страхования иного, чем страхование жизни, деятельность ОВС определяется директивой ЕС № 73/239/СЕЕ от 24.07.73 с последующими изменениями и дополнениями.

Получения лицензии на право осуществления страховой деятельности не требуется, если ОВС соответствует следующим требованиям:

· уставом предусмотрена возможность уплаты участниками дополнительных взносов или сокращения страховых выплат в случае угрозы неплатежеспособности;

· ежегодный объем поступлений страховой премии не превышает 1 млн. евро;

· не менее половины всех страховых премий поступает по договорам, заключенным со страхователями-участниками ОВС.

Отдельным документом — Директивой ЕС № 79/267/EEC от 05.03.79 с последующими изменениями и дополнениями регулируется деятельность ОВС по страхованию жизни.

Для ОВС не требуется получение лицензии на право осуществления страховой деятельности, если кроме предусмотренной уставом возможности уплаты участниками дополнительных взносов, объем страховой премии, полученной в течение трех лет деятельности, не превышает 500 тысяч евро. В противном случае на четвертом году деятельности ОВС обязано получить лицензию.

В качестве активов, обеспечивающих маржу платежеспособности, разрешено принимать средства складочного капитала при условии, что устав ОВС содержит следующие положения:

· страховые выплаты и платежи в пользу участников осуществляются до тех пор, пока фактический размер маржи платежеспособности превышает требуемый;

· заявление участника о прекращении членства должно быть направлено в исполнительные органы ОВС не менее чем за месяц до фактического выхода, и исполнительные органы вправе как минимум в течение этого срока не осуществлять никаких выплат такому участнику из средств ОВС. [10].

Таким образом, законодательство ЕС устанавливает четкие критерии, когда деятельность ОВС приобретает коммерческий характер, что делает необходимым получение лицензии и влечет за собой более жесткий контроль со стороны органов государственного страхового надзора. Для РФ также необходимы четкие нормы, регламентирующие деятельность ОВС.

Гражданский кодекс РФ ограничивает перечень рисков, страхование которых могут осуществлять общества взаимного страхования. Это только риски имущественного страхования, к которым относятся:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930ГК);

2) риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932 ГК);

3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск (ст.933 ГК).

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Роль управления кредитными рисками на современном этапе
Кредитные риски банков являются наиболее значимыми с точки зрения потерь, понесенных банками в результате выполнения банковских операций. Концентрация кредитных рисков продолжается. Появляются новые факторы (глобализация экономики, интернет-технологии, усиление конкуренции на рынке банковских услуг ...

Структура и управление банковскими активами
Активные операции банка составляют существенную и определяющую часть его операций. Под структурой активов понимается соотношение разных по качеству статей актива баланса банка к балансовому итогу. Качество активов банка определяется целесообразной структурой его активов, диверсификации активных опе ...

Банковская система России сегодня и перспективы ее дальнейшего развития
Власть берет курс на повышение роли государственного сектора в экономике _ идет создание крупных государственных концернов, контролирующих базовые отрасли экономики, которые обеспечивают основной приток экспортных финансовых средств ТЭК, производство вооружения, а также перспективные самолетостроен ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru