Оценка кредитоспособности клиента основывается на основании финансового анализа и личном знании работником банка бизнеса данного клиента. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия [36, с.29].
В ходе личного интервью с руководителем малого предприятия выясняются цель кредита, источник и срок возврата долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.
В целом при анализе расходов и доходов соблюдаются три принципа: хозяйствующий субъект никогда не сможет тратить больше, чем он зарабатывает; кредитный инспектор должен оценивать доходы по разумному минимуму, расходы по максимуму. Только в этом случае данные сопоставимы и анализ является последовательным.
Таким образом, на решение о выдаче субъекту малого бизнеса кредита оказывают влияние не только результаты экономического анализа, но и личное впечатление кредитного работника от клиента и его деятельности. Подобный подход, несмотря на свою трудоемкость, вполне оправдан и позволяет максимально учесть особенности "малого" заемщика, достоверно оценить его финансовое состояние, что в свою очередь способствует снижению риска кредитования.
Методика оценки кредитоспособности заемщика, применяющаяся в банке предполагает проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности предприятия, пакета документов предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк.
Оценка кредитоспособности заемщика выполняется в три этапа:
Первый этап - расчет основных (объективных) показателей, которые характеризуют финансовое состояние заемщика.
Второй этап - определение дополнительных (субъективных) показателей.
Третий этап - анализ кредитоспособности заёмщика.
Проведём оценку кредитоспособности заемщика на примере ООО "Вальди", которое занимается оптово-розничной и комиссионной торговлей. Данное предприятие заинтересовано в получении разового кредита на развитие бизнеса
На первом этапе рассчитаем основные (объективные) показатели,
которые характеризуют финансовое состояние заемщика и оцениваются с точки зрения его платёжеспособности, финансовой устойчивости, и рентабельности, так же в этом разделе оценивается обеспечение кредита.
Платежеспособность заемщика определяется по следующим показателям:
Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) характеризует, на сколько объем текущих обязательств по кредитам и расчетам может быть погашен за счет высоколиквидных активов. Определяется как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение данного показателя - не менее 0, 20.
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств в установленные сроки. Рассчитывается как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам. Оптимальное теоретическое значение этого показателя - не менее 0,50.
Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение показателя - не менее 2,00.
Финансовая устойчивость характеризуют степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, которые используются предприятием для финансирования активов. Они дают возможность измерить степень устойчивости предприятия в финансовом отношении, его возможности продолжать бесперебойно работать.
Другие материалы:
Покупка акций Бомбейской фондовой биржи
Инвестор-миллиардер Джордж Сорос купил 4% Бомбейской фондовой биржи (BSE). По неофициальным сведениям, сумма сделки составила примерно $35 млн. Продавцом выступил Dubai Financial, подразделение суверенного фонда Dubai Holding. Долю в старейшей фондовой бирже Азии финансист приобрел через свой хедже ...
Методы управления кредитными рисками
Приемы риск-менеджмента представляют собой приемы управления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска. Средствами разрешения рисков являются: избежание их, удержание, передача [22, С.18]. Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск ...
Направления совершенствования кредитования малого и
среднего бизнеса
Целью государственной поддержки малого предпринимательства в финансовой сфере является создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие малого бизнеса, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий, формирование групп банков, финансовых к ...