Проблемы и перспективы потребительского кредитования

Материалы » Развитие потребительского кредитования в Республике Беларусь » Проблемы и перспективы потребительского кредитования

Страница 3

Если же речь идет о договоре между должником, поставщиком и кредитором, то отказ от такого договора статутное право рассматривает как ситуацию, «как если бы такой договор никогда не существовал», и устанавливает в качестве последствия реституцию, не осложненную условиями о выплате каких-либо процентов. Иными словами, потребитель возвращает только полученное по сделке и освобождается от обязанности уплаты каких-либо процентов, которые подлежали бы уплате, если бы отказа от договора не произошло. Наряду с «охладительным периодом» праву европейских стран известна и другая конструкция — «период размышлений» (по английскому Закону о потребительском кредите — «consideration period»). Суть ее состоит в том, что кредитор должен предоставить потребителю финальный текст договора и в течение определенного законом времени после этого (обычно 7 дней) не контактировать с потребителем никаким образом, с тем чтобы исключить нежелательное влияние на него и чтобы заключение потребителем договора было проявлением лишь его свободной воли.

В соответствие с законодательством стран ЕС потребитель должен быть полностью проинформирован о реальной цене кредита. По этой причине существуют, с одной стороны, ограничения в отношении рекламы, вводящей в заблуждение относительно его реальной цены, а с другой — обязанность кредитора адекватно отразить стоимость кредита в договоре.

Помимо необходимости правильного отражения цены кредита в договоре в праве европейских стран содержатся положения, ограничивающие свободу усмотрения сторон (фактически — свободу усмотрения кредитора) при определении цены кредита. Иными словами, речь идет не только о том, что цена должна быть правильно отражена, но и о том, что она не может быть какой угодно. В силу наличия таких законодательных положений завышенная плата за кредит может повлечь недействительность кредитного договора.

Так, например, германскому праву известно такое основание недействительности сделки, как противоречие добрым нравам. Примером является квазиростовщичество, когда услугу предоставляют по явно завышенным ценам, пользуясь сложным экономическим положением, неопытностью, легкомыслием или слабоволием лица, которому она предоставляется. В судебной практике эти положения были применены к сделкам потребительского кредитования, вследствие чего они признавались ничтожными при наличии двух условий:

- существенной диспропорции между обязанностями кредитополучателя и кредитора;

- использования затруднительного экономического положения должника при составлении условий контракта.

Существенно, что кредиты применили расширительную трактовку понятия «использование в целях кредитора затруднительного финансового положения должника»: указанные выше правила применялись и в тех случаях, когда кредитор «закрывал глаза» на то, что потребитель заключал невыгодную для него кредитную сделку по причине своего затруднительного финансового положения, то есть когда имело место не собственно «использование» этого кредитором в своих целях, но просто игнорирование данного обстоятельства.

Решая вопрос о том, когда имеет место диспропорция между услугами, предоставленными кредитором, и обязательствами заемщика, судебная практика апеллирует к «сравнительной ставке». Речь идет о сравнении цены кредита, которую должен уплатить заемщик, со средней рыночной ценой аналогичных кредитов, превалировавшей во время заключения спорного кредитного соглашения.

Особая тема в связи с процентной ставкой и ценой кредита — так называемые «бесплатные кредиты». Законы о потребительском кредитовании содержат специальные требования, направленные на то, чтобы потребитель был адекватно информирован о предоставляемых по таким кредитам «выгодах». Аналогичный режим введен и для так называемых «стимулирующих кредитов», которые предоставляются под очень низкие в сравнении с обычными кредитами процентные ставки.

Правила, регулирующие информирование заемщика о предлагаемом кредите, направлены на то, чтобы заемщик мог адекватно оценить реальную ситуацию, возникающую вследствие заключения кредитного договора. Для адекватной информированности недостаточно только указать сумму кредита и процентную ставку. Адекватная информированность предполагает полное знание заемщиком экономической стороны кредитования (полная стоимость кредита), а также его юридической стороны.

В связи с этим, например, во французском законодательстве существует требование направить потребителю оферту, содержащую:

- в качестве экономической составляющей: размер кредита, процентную ставку, график выплаты, точную и полную сумму платежей, включая так называемые дополнительные издержки (любые проценты, комиссионные, другие суммы, подлежащие уплате заемщиком, страхование, расходы по ведению счета и кредитного дела заемщика и т.п.),

- в качестве юридической составляющей: перечисление специальных средств правовой защиты, предоставляемой заемщику по законодательству о потребительском кредитовании. Оферта действительна в течение двух недель с момента передачи. В случае принятия оферты в указанный срок с последующим вступлением договора в силу заемщик приобретает право на «охладительный период».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Операционный риск
Операционный риск — это риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и(или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной ор ...

Анализ и структура кредитного портфеля
Определение места банка на рынке позволяет сделать лишь предварительные выводы о кредитных предпочтениях банка. Для более подробной оценки необходимо провести анализ динамики кредитного портфеля за исследуемый период 2006-2008 гг., используя таблицу 2[7]. Таблица 2 Анализа динамики кредитного портф ...

Технический анализ
Технический анализ подразделяется на два метода: § Графический; § Математический - компьютерный анализ . Графический метод. Метод основан на анализе ценовых графиков - нанесения на график изменения цены за определенный промежуток времени. Обобщенное название CHARTS. Временные интервалы: 1. Месячная ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru