Работники службы внутреннего контроля должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций и иметь необходимые профессиональные навыки и квалификацию. Все сотрудники в службе внутреннего контроля не вправе исполнять другие обязанности в банке.
Для этого службе внутреннего контроля предоставляются необходимые права для осуществления контроля. Например, они имеют право получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников необходимые для проведения контроля документы. К таким документам относятся бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы, документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности банка, а также приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка.
Сотрудники службы внутреннего контроля имеют право на доступ во все помещения проверяемых подразделений. Доступ в архивы, денежные хранилища, компьютерные залы осуществляется с обязательным привлечением руководителей проверяемых подразделений или сотрудников по их поручению.
С ведома исполнительного органа банка сотрудники службы внутреннего контроля имеют право снимать копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также получать расшифровки этих записей. В результате проверок сотрудники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно определять соответствие действий и операций, осуществляемых персоналом банка, требованиям действующего законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних документов банка.[8]
Работники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно оценивать постановку бухгалтерского учета в банках, качество и достоверность отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях, сделках, а характеризовать результаты анализа финансового положения и риски банковской деятельности.
При осуществлении проверок и решении задач внутреннего контроля в случае необходимости привлекаются сотрудники других структурных подразделений банка.
В обязанности службы внутреннего контроля и ее сотрудников входит организация постоянного контроля путем регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, а также должностным инструкциям.[9]
К обязанностям службы внутреннего контроля относится и контроль выполнения сотрудниками банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений. В ходе проверок проверяющие органы обязаны документировать каждый факт проверки и по итогам оформлять заключения по результатам проверок, которые представляются руководителям банка и соответствующих подразделений.
Документы должны отражать все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям. Исполнение рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений должно осуществляться под наблюдением и контролем службы внутреннего контроля.
Работники службы внутреннего контроля должны своевременно информировать руководство банка о всех вновь выявленных рисках, случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений, а также установленных банком процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля.
Кроме того, до сведения руководства банка должно быть доведено содержание мер, принятых руководителями проверяемых подразделений банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.
В банковской деятельности организации внутреннего контроля рисков должно быть уделено большое внимание. Риски в банковском деле могут привести к утрате ликвидности, к большим финансовым потерям и убыткам. Основной целью этого направления во внутреннем контроле является ограничение рисков, принимаемых кредитными организациями, путем выполнения конкретных процедур контроля за соблюдением требований законодательства, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности и правил деловых обычаев.
Другие материалы:
Анализ результатов коммерческой деятельности НБД-банка за 2006 год
Собственный капитал банка возрос в 2006 году на 83,1% и на отчетную дату достиг величины 650 804 тыс. руб. Активы банка за истекший год увеличились на 44,6% и составили на конец года 3 941 546 тыс. руб. (см. Приложение). Денежные средства и средства в Банке России увеличились на 49 589 тыс. руб. и ...
История Госстраха в России
Страхование в России имеет глубокие корни. Первые сведения о появлении страхования на Руси зафиксированы в законодательстве Х - XI вв. Однако до XVIII века страхование в России было развито слабо. Активизация страховой деятельности относится к периоду правления Екатерины II. В 1781 г. императрица и ...
Анализ финансовых результатов ОАО «СКБ-банк»
Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу», именуемое в дальнейшем Банк, является кредитной организацией, зарегистрированной Центральным банком Российской Федерации 20 апреля 1992 года, регистрационный номер 705, созданной по решению общего собрания ...