Кредитование – традиционный вид предоставляемых банком услуг. С каждым годом оно получает все наибольшее развитие и распространение. Не случайно банк называется кредитным институтом. Наибольшая часть активов банков по-прежнему помещена в кредитные операции.
Кредитные операции являются рисковыми, высокодоходными операциями банка, относятся к доходным активам, которые необходимо рассматривать вместе с ликвидными активами.[1] Ссудные операции приносят банкам основную часть их доходов. За счет кредитных операций формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов.
Успешное осуществление кредитных операций ведет к получению основных доходов, способствует повышению надежности и устойчивости банков, а неудачам в кредитовании сопутствует разорение и банкротство. Кроме того банки призваны аккумулировать собственные и привлеченные ресурсы для кредитования инвестиций в развитии экономики страны.
Опыт свидетельствует о том, что кредитование является одним из ключевых направлений деятельности банков, определяющих их судьбу.
В настоящее время в России в современных условиях кредитование физических лиц осуществляют все коммерческие банки. В данный момент происходит перестройка банковского сектора на новые методы работы, так как рынок крупных корпоративных клиентов поделен, и поэтому кредитным учреждениям необходимо ориентироваться на массового заемщика.
Таким образом, банкам приходится проявлять все большую изобретательность в области разработки новых методов кредитования, привлечению наибольшего числа клиентов.
Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и поэтому они заинтересованы в расширении клиентской базы.
Банковский кредит –
кредит, предоставляемый физическим лицам для удовлетворения их потребностей в денежных средствах.
Потребительский кредит – это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд.[2]
Банковские кредиты подразделяются на ряд видов по различным критериям и признакам. В основу их классификации могут быть положены разные особенности, отражающие те или иные стороны кредитования.
В зависимости от субъекта кредитования, выделяют:
1) кредиты государственным и негосударственным предприятиям и организациям;
2) кредиты гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью;
3) кредиты банкам и прочим хозяйственным субъектам, включая органы власти, совместные предприятия, международные объединения и организации.[3]
По источнику привлечения ресурсов:
1) кредиты, привлеченные за счет внутренних источников;
2) кредиты, привлеченные из-за рубежа
В зависимости от валюты привлечения кредита:
1) Кредиты в национальной валюте;
2) Кредиты в иностранной валюте;
3) Мультивалютные кредиты.
По форме представления:
1) Налично-денежная («живые кредиты»). Кредит предоставляется заемщику в наличной или безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет клиента.
2) Переоформление. Переоформление ссудной задолженности клиента перед банком осуществляется двумя путями:
- реструктуризация задолженности;
- предоставление нового займа.
Под реструктуризацией понимается предоставление заемщику отсрочки платежей на взаимосагласованных с кредитором условиях.
Предоставление нового займа осуществляется в целях погашения ранее взятого кредита, как правило просроченного.
Другие материалы:
Анализ состояния безналичных расчетов, проводимых через отделение ОАО
«Белагропромбанк»
Согласно Постановления НБ РБ № 307 от 27.11.2001 г. в целях дальнейшего совершенствования организации безналичных расчетов, углубления анализа объема и структуры безналичного платежного оборота, в части определения изменений в соотношении различных форм безналичных расчетов. При формировании для пе ...
Понятие привлеченных денежных средств коммерческого банка
Традиционно основной объем ресурсов формируется банками за счет привлеченных средств. Чаще всего их доля в общей сумме банковских ресурсов составляет 70–80%. Преобладание привлеченных средств в ресурсной базе банков является вполне обоснованным, так как банки, а точнее их собственники, заинтересова ...
Составные
части банковского маркетинга
Необходимость освоения банками приемов маркетинга в современных условиях диктуется следующими обстоятельствами появление на национальных банковских рынках конкурентов в лице иностранных банков и небанковских организаций; борьба за клиентов: · превращение банков в универсальные и поиск отличий, отве ...