· второй этап (1 января 1994 г. - 31 декабря 1998 г.): создание Европейского валютного института, подготовка институциональной, юридической и административной базы для валютного союза, отбор участников ЭВС, необратимая фиксация курсов национальных валют, начало работы Европейского центрального банка, принятие специального законодательства, начало чеканки монет единой европейской валюты;
· третий этап (1 января 1999 г. - 30 июня 2002 г.): введение единой европейской валюты, сначала в безналичной форме, а с 2002 г., после непродолжительного периода параллельного обращения с национальными валютами, единая европейская валюта становится единственным законным платежным средством на всей территории валютного союза.
На первом этапе предоставлялись более широкие полномочия Комитету управляющих Центральных банков государств - членов ЕС, который был создан в 1964 г. и играл важную роль в экономическом развитии Европы. Решением Совета Европы от 12 марта 1990 г. на этот Комитет возлагались обязанности по координации денежной политики европейских государств с целью обеспечить стабильность цен и не допустить рост инфляции; более того, Комитет должен был подготовить условия для введения третьего этапа плана ЕЭВС. Первыми шагами работы Комитета по реализации плана ЕЭВС стали разработка рабочей программы до конца 1993 г. и создание соответствующих подкомитетов и рабочих групп для выполнения возложенных функций.
Для реализации второй и третьей ступеней плана ЕЭВС было необходимо пересмотреть Общий договор ЕС («Римский Договор») с целью учреждения требуемых общеевропейских институциональных структур - Европейской системы центральных банков и Европейского Валютного Института (ЕВИ). Необходимые изменения были согласованы в декабре 1991 г. и подписаны 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт, Голландия («Маастрихтский Договор»). В тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза было закреплено определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды).
Согласно Маастрихтскому договору, деятельность ЕС разделена на три сферы: деятельность по Европейскому сообществу, общая международная политика и политика безопасности, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Изменение названия Сообщества отражало новые направления деятельности – вопросы культуры, образования, здравоохранения, европейское гражданство и визовая политика.
Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал не только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза.
Положения, относящиеся к политическому союзу, предусматривали совершенствование структуры и расширение полномочий ЕС, повышение роли Европейского парламента, развитие форм сотрудничества, которые ранее носили межправительственный характер (внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в юридической и правоохранительной областях). Заключение Договора стало крупнейшим событием в истории европейской интеграции.
Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:
· уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
· долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
Другие материалы:
Вклады НБД Банка для физических лиц
Важнейший источник привлечения кредитных ресурсов - средства физических лиц. Работа с вкладами населения является для НБД-Банка одним из приоритетных направлений деятельности. Вступление НБД-Банка в систему страхования вкладов еще раз подтверждает репутацию банка как надежного финансового института ...
Оценка финансовой деятельности банка
Банковские операции в основном базируются на привлеченных и заемных ресурсах. В общей сумме банковских ресурсов привлеченные ресурсы занимают преобладающее место. Их доля по различным банкам колеблется от 80% и выше. С развитием рыночных отношений структура привлеченных ресурсов претерпела существе ...
Проблемы европейской экономики в условиях финансового кризиса и роль
Европейского центрального банка в их решении
На протяжении последних месяцев 2008 г. и начала 2009 г. почти во всех регионах мира наблюдалось резкое ухудшение экономической ситуации и усиление волатильности финансовых индикаторов. Кризис вышел далеко за рамки финансового сектора, все глубже проникая в реальную экономику. Зафиксированный по ит ...