· второй этап (1 января 1994 г. - 31 декабря 1998 г.): создание Европейского валютного института, подготовка институциональной, юридической и административной базы для валютного союза, отбор участников ЭВС, необратимая фиксация курсов национальных валют, начало работы Европейского центрального банка, принятие специального законодательства, начало чеканки монет единой европейской валюты;
· третий этап (1 января 1999 г. - 30 июня 2002 г.): введение единой европейской валюты, сначала в безналичной форме, а с 2002 г., после непродолжительного периода параллельного обращения с национальными валютами, единая европейская валюта становится единственным законным платежным средством на всей территории валютного союза.
На первом этапе предоставлялись более широкие полномочия Комитету управляющих Центральных банков государств - членов ЕС, который был создан в 1964 г. и играл важную роль в экономическом развитии Европы. Решением Совета Европы от 12 марта 1990 г. на этот Комитет возлагались обязанности по координации денежной политики европейских государств с целью обеспечить стабильность цен и не допустить рост инфляции; более того, Комитет должен был подготовить условия для введения третьего этапа плана ЕЭВС. Первыми шагами работы Комитета по реализации плана ЕЭВС стали разработка рабочей программы до конца 1993 г. и создание соответствующих подкомитетов и рабочих групп для выполнения возложенных функций.
Для реализации второй и третьей ступеней плана ЕЭВС было необходимо пересмотреть Общий договор ЕС («Римский Договор») с целью учреждения требуемых общеевропейских институциональных структур - Европейской системы центральных банков и Европейского Валютного Института (ЕВИ). Необходимые изменения были согласованы в декабре 1991 г. и подписаны 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт, Голландия («Маастрихтский Договор»). В тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза было закреплено определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды).
Согласно Маастрихтскому договору, деятельность ЕС разделена на три сферы: деятельность по Европейскому сообществу, общая международная политика и политика безопасности, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Изменение названия Сообщества отражало новые направления деятельности – вопросы культуры, образования, здравоохранения, европейское гражданство и визовая политика.
Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал не только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза.
Положения, относящиеся к политическому союзу, предусматривали совершенствование структуры и расширение полномочий ЕС, повышение роли Европейского парламента, развитие форм сотрудничества, которые ранее носили межправительственный характер (внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в юридической и правоохранительной областях). Заключение Договора стало крупнейшим событием в истории европейской интеграции.
Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:
· уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
· долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
Другие материалы:
Безналичный оборот как составная часть совокупной денежной массы. Структура
безналичного денежного оборота
До недавнего времени денежной массой считалась общая сумма наличных денег, находящихся в остатке на руках у населения, в кассах банков, предприятий, организаций, учреждений и колхозов. В таком виде денежная масса выступала объектом управления и регулирования. С развитием рыночных отношений, предпол ...
Оптимизация долевого соотношения акций в модельных портфелях инвесторов,
как возможность повышения спроса на акции «второго эшелона»
С ростом ликвидности российского рынка акций границы между секторами (эшелонами) по ликвидности и капитализации стали менее очевидны. С одной стороны существует много достаточно ликвидных акций небольшой капитализации, с другой стороны есть высоко капитализированные компании, прошедшие IPO, но не о ...
Анализ финансового состояния ОАО «Агроинвестбанк»
В соответствии с законодательством Республики Таджикистан банк - это коммерческое учреждение, созданное для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц и размещении их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществления иных банковских операций. С ...