Отечественная история

Материалы » Общества взаимного страхования: история возникновения, современное состояние и перспективы развития » Отечественная история

страхование общество взаимный инвестиционный

Наибольшее развитие взаимное страхование получило в огневом страховании. Первый формальный институт страхования в России – "Общество взаимного страхования от огня" – был основан в Риге, бывшей тогда западной окраиной Российской империи, в 1765 г. Впервые в истории России возникают институты страхования, ориентированные на коммерческую деятельность, – частные страховые общества. 27 июня 1827 г. было учреждено "Первое Российское от огня страховое общество". Вслед за "Первым ." в 1835 г появилось "Второе Российское от огня страховое общество", в 1846 г. – товарищество "Саламандра".

Но начало взаимному страхованию от огня в России положил указ Александра II от 10 октября 1861 г. “Разъяснив домовладельцам городов, посадов и местечек пользу взаимного страхования имущества от огня и различные системы этого страхования, предложить им, не пожелают ли они учредить общества взаимного страхования”, — писал реформатор. В 1862 г. открывается Санкт-Петербургское взаимное общество страхования от огня, через год Московское, а в 1864 году, утверждается положение и о взаимном земском страховании, это произошло в связи с образованием земств. Каждое губернское общество осуществляло страхование на основании Устава, Высочайше утвержденного 13 апреля 1864 года. Этот документ хорошо раскрывает внутренний механизм и особенности взаимного страхования.

Согласно Уставу, создавались общества при земствах, их капитал складывался из взносов и мог быть употреблен исключительно на цели страхования. Все сельские строения, находящиеся в черте крестьянской усадебной оседлости, страховались в обязательном порядке, страхование же зданий в городах и уездах осуществлялось на добровольной основе. Уплата премий осуществлялась по такой схеме: для обязательных страхований — вперед в срок уплаты земских повинностей; для добровольных — вперед за год.

Из собранных сумм формировались основной и запасной капитал. При достижении последним определенной величины размер взносов понижался, а при возрастании его до размера основного часть шла в зачет обязательных платежей. В случае недостатка капитала для покрытия пожарных расходов разрешалось частично пользоваться иными средствами земств, а в случае крайней необходимости — прибегать к помощи Министерства финансов.

В 1902 г. был создан Земский перестраховочный союз, оказавший необходимую поддержку малым обществам. Для упрочнения финансовой базы Земского страхования, земства, в соответствии с законом 1902 г., получили право заключать между собой договоры перестрахования.

Накануне первой мировой войны в России действовало более двухсот взаимных обществ и союзов. На долю городских и земских обществ взаимного страхования в 1913 г. приходилось 32,8 % рынка огневых страхований и около 20 % страхового рынка в целом.[4]. По инициативе П.А.Столыпина в Государственной думе была поставлена на обсуждение и рассматривалась программа обязательного страхования рабочих, накануне войны начавшая успешно воплощаться в жизнь.

Революция 1917 г. положила конец существованию взаимных обществ, однако социальные преимущества и выгоды последних были столь очевидны, что советское правительство в годы НЭПа сделало некоторые исключения для организаций, страховавших имущество кооперативов. На началах взаимного страхования в те годы действовали: страховая секция Центросоюза (для системы потребительской кооперации), Коопстрах (для прочих видов кооперации) и Укркоопстрах (для всех видов кооперации на Украине). Просуществовали они до 23 марта 1930 года, в обязательном порядке перестраховывая заключаемые договоры в Госстрахе, а затем все же были окончательно поглощены этой всесильной страховой монополией.

Другие материалы:

Характеристика видов транспортного страхования
Транспортное средство подвержено различным рискам и опасностям: оно может попасть в аварию (катастрофу), его могут угнать, повредить, уничтожить и т.д. Страхование транспортных средств позволяет возместить ущерб от таких убытков. Страхование средств транспорта представляет собой совокупность видов ...

Анализ кредитного портфеля
Кредитование является одним из важных элементов комплексного обслуживания клиентов АО "БТА банк". Имея широкую филиальную сеть, АО "БТА банк" предоставляет кредитные продукты юридическим и физическим лицам на различные цели во всех регионах Казахстана. Кредитная деятельность АО ...

Ипотека в системе финансовых отношений России
Ипотека представляет собой экономическую систему, включающую в себя отношения по возникновению, регламентированию и регулированию взаимоотношений между участниками по поводу создания и распределения денежных фондов на кредитных условиях под залог недвижимости. Формирование денежных фондов отражает ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru