История создания Европейской системы центральных банков и единой европейской валюты

Материалы » Европейский центральный банк: принципы организации и особенности деятельности в современных условиях » История создания Европейской системы центральных банков и единой европейской валюты

Страница 4

· национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;

· дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;

· государственный долг - не выше 60% от ВВП.

Названные критерии конвергенции как надежное средство обеспечения стабильной макроэкономической среды были призваны стать объективной основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для всех стран, желающих в перспективе вступить в ЭВС. Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого "твердого ядра" валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса (без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтский договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции.

Вопреки первоначальным ожиданиям, реализация Маастрихтского договора и планы формирования валютного союза сразу подверглись весьма серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская валютная система испытала тяжелейший кризис, вследствие чего национальные валюты Испании, Португалии и Ирландии были значительно девальвированы, а Великобритания и Италия вообще вышли из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 1993 г. было принято решение увеличить допустимые пределы колебаний курсов валют до плюс-минус 15%. Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг.

Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации Маастрихтского договора обусловило достижение договоренности о новой полномасштабной встрече глав государств и правительств через пять лет для пересмотра и внесения изменений в первоначальный текст договора. Из-за задержки в ратификации договора, содержащего, кроме прочего, Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ, дальнейшее развитие этих финансовых институтов было задержано до 1 ноября 1993 г.

Основание 1 января 1994 г. Европейского Валютного Института (ЕВИ) ознаменовало начало второго этапа плана ЕЭВС и одновременно прекращение деятельности Комитета управляющих центральных банков государств - участников ЕС. Создание ЕВИ явилось свидетельством достаточного уровня интеграции европейских государств в области финансовой политики, несмотря на то, что ЕВИ не был уполномочен проводить ни денежную политику ЕЭВС (она оставалась прерогативой национальных правительств), ни валютные интервенции стран - участниц Союза.

Важные события по созданию валютного союза произошли в 1995 г.: в январе в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; в мае Комиссия ЕС опубликовала "Зеленую книгу Европейского экономического и валютного союза", в которой впервые для широкой публики был подробно изложен сценарий поэтапного создания валютного союза; в июне Европейский совет утвердил точную дату введения единой валюты (1 января 1999 г.), а в декабре одобрил название единой европейской валюты - "евро". В декабре 1996 г. на саммите ЕС в Дублине главы государств и правительств впервые ознакомились с эскизами банкнот и монет евро.

Поскольку создание валютного союза потребовало срочного решения проблемы реформирования европейских институтов и расширения ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт Межправительственной конференции по пересмотру всей "европейской конструкции", в том числе Маастрихтского договора. В результате ее работы в июне 1997 г. на амстердамском саммите ЕС были утверждены основные элементы валютной политики ЕС, в том числе нового механизма обменных курсов (МОК-2), приняты программные документы - "Повестка дня-2000", в которой определены основные направления развития ЕС и его политики в наступающем веке, и "Пакт стабильности и роста", открывший путь к введению евро 1 января 1999 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Система регулирования рынка ценных бумаг в странах ЕС
До конца 2007 г. основным документом, определяющим общие принципы функционирования рынка ценных бумаг ЕС, являлась Директива Совета ЕС от 10 мая 1993 г. №93/22/ЕЕС «Об оказании услуг на рынке ценных бумаг» (Investment Services Directive, ISD). [5] Регулирование, устанавливаемое ISD, имело комплексн ...

Внебиржевые фондовые рынки
Совершенно очевидно, что существование внебиржевого рынка ценных бумаг необходимо. На нем представлено немало солидных фирм, чьи размеры "не дотягивают" до биржевых стандартов (прежде всего по количеству выпущенных в обращение акций и степени их надежности). Внебиржевой рынок является так ...

Кредитно-денежная политика в России
В 2012 году Банк России проводил денежно-кредитную политику в условиях сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению баланса между рисками ускорения инфляции и замедления экономического роста. В условиях формир ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru