История создания Европейской системы центральных банков и единой европейской валюты

Материалы » Европейский центральный банк: принципы организации и особенности деятельности в современных условиях » История создания Европейской системы центральных банков и единой европейской валюты

Страница 4

· национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;

· дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;

· государственный долг - не выше 60% от ВВП.

Названные критерии конвергенции как надежное средство обеспечения стабильной макроэкономической среды были призваны стать объективной основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для всех стран, желающих в перспективе вступить в ЭВС. Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого "твердого ядра" валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса (без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтский договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции.

Вопреки первоначальным ожиданиям, реализация Маастрихтского договора и планы формирования валютного союза сразу подверглись весьма серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская валютная система испытала тяжелейший кризис, вследствие чего национальные валюты Испании, Португалии и Ирландии были значительно девальвированы, а Великобритания и Италия вообще вышли из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 1993 г. было принято решение увеличить допустимые пределы колебаний курсов валют до плюс-минус 15%. Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг.

Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации Маастрихтского договора обусловило достижение договоренности о новой полномасштабной встрече глав государств и правительств через пять лет для пересмотра и внесения изменений в первоначальный текст договора. Из-за задержки в ратификации договора, содержащего, кроме прочего, Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ, дальнейшее развитие этих финансовых институтов было задержано до 1 ноября 1993 г.

Основание 1 января 1994 г. Европейского Валютного Института (ЕВИ) ознаменовало начало второго этапа плана ЕЭВС и одновременно прекращение деятельности Комитета управляющих центральных банков государств - участников ЕС. Создание ЕВИ явилось свидетельством достаточного уровня интеграции европейских государств в области финансовой политики, несмотря на то, что ЕВИ не был уполномочен проводить ни денежную политику ЕЭВС (она оставалась прерогативой национальных правительств), ни валютные интервенции стран - участниц Союза.

Важные события по созданию валютного союза произошли в 1995 г.: в январе в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; в мае Комиссия ЕС опубликовала "Зеленую книгу Европейского экономического и валютного союза", в которой впервые для широкой публики был подробно изложен сценарий поэтапного создания валютного союза; в июне Европейский совет утвердил точную дату введения единой валюты (1 января 1999 г.), а в декабре одобрил название единой европейской валюты - "евро". В декабре 1996 г. на саммите ЕС в Дублине главы государств и правительств впервые ознакомились с эскизами банкнот и монет евро.

Поскольку создание валютного союза потребовало срочного решения проблемы реформирования европейских институтов и расширения ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт Межправительственной конференции по пересмотру всей "европейской конструкции", в том числе Маастрихтского договора. В результате ее работы в июне 1997 г. на амстердамском саммите ЕС были утверждены основные элементы валютной политики ЕС, в том числе нового механизма обменных курсов (МОК-2), приняты программные документы - "Повестка дня-2000", в которой определены основные направления развития ЕС и его политики в наступающем веке, и "Пакт стабильности и роста", открывший путь к введению евро 1 января 1999 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Проблемы и перспективы развития деятельности Банка России в современных условиях
В 2010-2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения ...

Роль страхования, основные его функции в экономике
В современном деловом обществе с развитой рыночной экономикой страхование играет важную и многогранную роль. Она основана на замкнутых перераспределительных процессах объединения экономических рисков и способах их возвращения. Страхование возмещает значительную часть убытков, возникающих вследствие ...

Проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в условиях финансового кризиса
В России набирают силу процессы естественной дифференциации и структурирования все усложняющегося финансового рынка. В последние годы они стали заметны не только в банковском секторе, но и в среде иных финансово-кредитных организаций (кредитных кооперативов, лизинговых и факторинговых компаний, час ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru