· национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;
· дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
· государственный долг - не выше 60% от ВВП.
Названные критерии конвергенции как надежное средство обеспечения стабильной макроэкономической среды были призваны стать объективной основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для всех стран, желающих в перспективе вступить в ЭВС. Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого "твердого ядра" валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса (без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтский договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции.
Вопреки первоначальным ожиданиям, реализация Маастрихтского договора и планы формирования валютного союза сразу подверглись весьма серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская валютная система испытала тяжелейший кризис, вследствие чего национальные валюты Испании, Португалии и Ирландии были значительно девальвированы, а Великобритания и Италия вообще вышли из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 1993 г. было принято решение увеличить допустимые пределы колебаний курсов валют до плюс-минус 15%. Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг.
Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации Маастрихтского договора обусловило достижение договоренности о новой полномасштабной встрече глав государств и правительств через пять лет для пересмотра и внесения изменений в первоначальный текст договора. Из-за задержки в ратификации договора, содержащего, кроме прочего, Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ, дальнейшее развитие этих финансовых институтов было задержано до 1 ноября 1993 г.
Основание 1 января 1994 г. Европейского Валютного Института (ЕВИ) ознаменовало начало второго этапа плана ЕЭВС и одновременно прекращение деятельности Комитета управляющих центральных банков государств - участников ЕС. Создание ЕВИ явилось свидетельством достаточного уровня интеграции европейских государств в области финансовой политики, несмотря на то, что ЕВИ не был уполномочен проводить ни денежную политику ЕЭВС (она оставалась прерогативой национальных правительств), ни валютные интервенции стран - участниц Союза.
Важные события по созданию валютного союза произошли в 1995 г.: в январе в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; в мае Комиссия ЕС опубликовала "Зеленую книгу Европейского экономического и валютного союза", в которой впервые для широкой публики был подробно изложен сценарий поэтапного создания валютного союза; в июне Европейский совет утвердил точную дату введения единой валюты (1 января 1999 г.), а в декабре одобрил название единой европейской валюты - "евро". В декабре 1996 г. на саммите ЕС в Дублине главы государств и правительств впервые ознакомились с эскизами банкнот и монет евро.
Поскольку создание валютного союза потребовало срочного решения проблемы реформирования европейских институтов и расширения ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт Межправительственной конференции по пересмотру всей "европейской конструкции", в том числе Маастрихтского договора. В результате ее работы в июне 1997 г. на амстердамском саммите ЕС были утверждены основные элементы валютной политики ЕС, в том числе нового механизма обменных курсов (МОК-2), приняты программные документы - "Повестка дня-2000", в которой определены основные направления развития ЕС и его политики в наступающем веке, и "Пакт стабильности и роста", открывший путь к введению евро 1 января 1999 г.
Другие материалы:
Денежная экономика в российском постиндустриальном обществе
В последнее время среди российских экономистов, относящих себя к институциональным ветвям экономической теории, все чаще ведутся разговоры о так называемом "постиндустриальном обществе", а также о том, когда же таким обществом станет Россия и что ей для этого нужно сделать. Это связано ка ...
Организационная структура страхования
Современное страхование, которое само по себе является мощным экономическим институтом, обеспечивает защиту интересов общества, охватывает важнейшие аспекты хозяйственной и коммерческой деятельности различных организаций, защищает интересы его отдельных граждан в их частной и общественной жизни. В ...
Понятие и роль финансового анализа в коммерческом
банке
Под анализом в широком смысле понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явле ...