Расход — это использование (затраты) денежных средств на производственную (банковскую) и непроизводственную (небанковскую) деятельность.
Группировка расходов банка осуществляется аналогично группировке доходов, для того чтобы можно было оценить финансовый результат и уровень прибыльности по каждому из направлений деятельности банка. Обычно расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом:
1.Операционные расходы:
1.1.Процентные расходы.
1.2.Комиссионные расходы.
1.3.Расходы по операциям на финансовых рынках.
1.4.Прочие операционные расходы.
2.Расходы по обеспечению функционирования деятельности банка.
3.Прочие расходы.
Операционные расходы
Расходы, непосредственно связанные с выполнением банковских операций, называют операционными. Их можно также назвать прямыми или переменными расходами, так как в отличие от других расходов их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций.
Поскольку банковская деятельность обладает значительной спецификой, структура расходов у коммерческого банка иная, чем у производственного предприятия. У банка нет больших затрат на сырье и материалы, сравнительно невелики затраты на эксплуатацию и обслуживание основных средств и даже расходы на оплату труда занимают скромную долю в общей сумме расходов коммерческого банка. Структура банковских расходов скорее напоминает структуру расходов торгово-посреднического предприятия. Ведь для того чтобы получать доходы от размещения средств, банку необходимо эти средства привлечь. Хотя какая-то часть кредитных и иных вложений может осуществляться за счет собственных средств банка, основную массу кредитных ресурсов формируют привлеченные средства. А за них, как правило, нужно платить. В связи с этим наибольшую часть расходов обычного коммерческого банка составляют затраты на привлечение средств, а точнее, плата за их использование. Так как эта плата обычно осуществляется в форме процентов, эти расходы принято называть процентными.
У универсального коммерческого банка, активно занимающегося кредитной деятельностью, доля процентных расходов может составлять около 70% всех его затрат. Однако этот показатель индивидуален для каждого конкретного банка. Величина процентных расходов и их доля в общей массе расходов существенно зависят от структуры пассивов банка, а именно от доли в них платных обязательств. Наиболее дорогими для банков являются, как правило, вклады населения и межбанковские кредиты. Относительно большие проценты банки выплачивают также по депозитам юридических лиц и выпущенным долговым обязательствам (облигациям, процентным векселям и депозитным сертификатам). Самыми дешевыми для банка считаются средства на расчетных и текущих счетах юридических лиц, а также на счетах до востребования физических лиц. Чем больше доля этих средств в структуре обязательств банка, тем меньше величина и доля процентных расходов и тем больше прибыль банка.
Рост доли процентных расходов банка среди общего их объема, как правило, свидетельствует либо о неблагоприятном состоянии конъюнктуры рынков, на которых банк приобретает кредитные ресурсы, либо об ухудшении конкурентной позиции банка на этих рынках. Нормальным считается рост процентных расходов, когда он сопровождается адекватным ростом процентных доходов. Идеально для банка, когда темп роста процентных доходов опережает рост процентных расходов или когда в условиях снижения процентных ставок плата за привлечение средств снижается быстрее, чем доход от их размещения.
Процентные расходы играют решающую роль в кредитной и инвестиционной деятельности банка. Деятельность банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера сопряжена, главным образом, с расходами по оплате услуг посреднических организаций (центрального банка, банков-корреспондентов, бирж, процессииговых центров, клиринговых палат и т.п.). Обычно плата за их услуги взимается и форме комиссии от суммы совершаемой операции, поэтому данная группа расходов получила название комиссионных. Хотя комиссионные расходы обычно составляют незначительную долю в обшей массе расходов, они в значительной степени влияют на цены и уровень доходности некредитных услуг банка, таких, как расчетные, конверсионные, гарантийные, брокерские, депозитарные и др.
Другие материалы:
Основания возникновения страховых правоотношений
Непосредственным основанием возникновения страховых отношений может выступать закон и иной правовой акт для отношений по обязательному государственному страхованию жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий (п. 2 ст. 969 ГК)[35]. ГК впервые в национальной практике р ...
Основные этапы развития кредитных отношений
В своем историческом развитии кредит миновал несколько последовательных этапов, каждый из которых характеризовался радикальными преобразованиями как по степени его распространения и выполняемым функциям, так и непосредственным участникам. • Первичное становление. Основным признаком этого этапа было ...
Биржевые операции
Существуют различные виды биржевых операций, среди них основные - кассовые и срочные сделки. Кассовые сделки - сделки, при которых ценные бумаги переходят от продавца к покупателю немедленно или спустя короткое время и оплачиваются наличными в течение срока от одного до семи дней. В кассовых сделка ...