Анализ развития доверительных операций в РФ

Материалы » Трастовые операции коммерческих банков » Анализ развития доверительных операций в РФ

Страница 2

В то время трастовые услуги использовалась банками, как правило, для ухода от резервирования, возникающего при стандартных банковских операциях. Такие банки как Менатеп, «Российский кредит», Инкомбанк посредством дочерней компании «Траст-инвест» стали осуществлять доверительные операции. Банк «Российский кредит» оказывал траст-услуги путём создания для клиентов инвестиционного портфеля из спекулятивных вложений в мягкие валюты, более длительных вложений в зарубежные ценные бумаги. Оказание трастовых услуг через дочерние компании помимо явных положительных моментов, таких как, например, независимость от подразделений, способствующая созданию собственного имиджа, имеет и отрицательные стороны. Дочерняя компания не имеет маркетинговых преимуществ, которые есть у трастовой группы. В 1994 же году началось и правовое регламентирование процессов, связанных с осуществлением доверительного управления имуществом. Российское законодательство очень осторожно подходит к трастовым операциям, между тем, трастовые операции относятся скорее к "не-банковским", так как преследуют интересы прежде всего клиента и требуют колоссальных затрат на расширение и развитие трастовых отделов в банках.

В конце 1995 – 96 гг. появились так называемые паевые фонды инвестирования, которые оттягивали на себя деньги инвесторов. Такие фонды (ПИФы) оказывали услуги доверительного управления временно свободными средствами. Так как ПИФ не является юридическим лицом, то при привлечении средств частных инвесторов паевые фонды не платят налог на прибыль, что и является основным их преимуществом. Предоставляя трастовые услуги ПИФы помогали предприятиям оптимизировать финансовые потоки, сохранять валютную стоимость инвестированных средств, снижать налоговые платежи. Управляющая компания анализирует возможности рынка и осуществляют вложения средств ПИФа с установленными фондами целями. Сразу несколько различных по структуре паевых фондов могут находиться в управлении одной компании. Законодательно зафиксировано разделение управление средствами фонда и их хранение во избежание попыток злоупотребления средствами со стороны управляющей компании. Специализированный депозитарий контролирует операции со средствами пайщиков. Для пайщика инвестирование в ПИФ означает приобретение инвестиционного пая, который покупается, продаётся, передаётся по наследству и т. п. Приобретённый инвестиционный пай перепродаётся по более высокой цене. Путём покупки акций предприятия ПИФы осуществляют прямое инвестирование в производство. Через покупку ПИФом корпоративных облигаций осуществляется кредитование предприятий. Предприятие имеет при этом возможность сохранить валютную стоимость своих временно свободных средств в рублях, покупая паи фондов, формирующих портфели из валютных инструментов.

1995 - 1997 гг. ознаменовались созданием отделов по работе с доверительными услугами (траст-отделы) в надежных банках с большым опытом ведения бизнеса. Значительный уставный капитал и обширная диверсификация вкладов этих банков позволяли им активно работать на биржевом и внебиржевом рынках кредитов, ценных бумаг, недвижимости. Осенью же 1997 года вышли нормативные документы, которые регламентировали проведение траст-операций. Основным нормативным документом для коммерческих банков по данному вопросу стала Инструкция Центрального Банка Российской Федерации № 63 от 02.07.97 г. «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации». В настоящем документе даны четкие определения учредителя управления, доверительного управляющего, выгодопреобретателя, договора доверительного управления имущества. С появлением данного документа понятие траста в России как «услуги по доверительному управлению имуществом» окончательно закрепилось. Окончательное определение траста как «доверительного управления» очень важно, так как ранее необоснованно понимание траста как доверительной собственности приводило к противоречию с нормами российского законодательства и тормозило развитие рынка. С этого момента коммерческие банки стали развивать услуги по доверительному управлению. Стали создаваться специальные отделы, занимающиеся доверительным управлением, разрабатываться схемы оказания таких услуг. С активизацией развития трастовых услуг возникли различные трудности в организации этих услуг. Западные банки в то время оказывали эти услуги через дочерние компании и через трастовые отделы. Опыт зарубежных банков российскими банками едва ли мог успешно использоваться из-за различий в регламентируемости отношений траста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru