Однако даже при осознании необходимости учета эффекта рефлексивности в цепочке «кредит – залог» полностью устранить финансовые риски кредитования не удается. Это связано со следующими проблемами, с которыми сталкиваются банковские аналитики:
сложностью прогнозирования цены залога, так как для этого необходимо идеальное знание развития соответствующего товарного рынка (в ряде случаев в качестве залога может использоваться портфель ценных бумаг, что предполагает работу банковских аналитиков на фондовом рынке для изучения и прогнозирования динамики котировок соответствующих ценных бумаг);
невозможностью точного прогнозирования периодичности и состояния экономического цикла (в ряде случаев не удается идентифицировать даже характер текущей фазы экономической динамики);
неопределенностью инфляционной динамики, которая зависит от мер государственного регулирования.
Решение проблемы неопределенности цены залога путем завышения его текущей величины над суммой выдаваемого кредита по принципу «гигантский залог под смехотворный кредит» на первый взгляд кому-то может показаться естественным, однако на практике оказывается слабо реализуемым, так как в этом случае падает спрос на сами кредиты, что равносильно «урезанию» кредитного рынка и подрыву финансовых позиций банка.
Помимо прямого искажения истинной цены залога инфляция оказывает большое влияние на рентабельность, а потому и на платежеспособность заемщика. Частным, но очень важным случаем такого воздействия являются активные инфляционные налоги. Рассмотрим эту проблему более подробно.
Если предприятие в момент t использует сырье и материалы y(t) по цене c(t) для производства продукта x(t+h), который реализуется по цене p(t+h) с временным лагом h (в месяцах), то в соответствии с практикой бухгалтерского учета фактическая величина налога на добавленную стоимость J будет равна:
, где
r – ставка налога на добавленную стоимость.
Однако истинная величина НДС, которая должна была бы изыматься государством, составляет величину:
.
Тогда сумма активного инфляционного налога на добавленную стоимость:
будет исчисляться по формуле:
, где
q – среднемесячный индекс инфляции производственных затрат предприятия.
Величина T показывает финансовые потери, которые несет фирма из-за т.н. инфляции издержек. Относительная величина активных инфляционных налогов (по отношению к валовой стоимости начального периода):
составляет:
, где
b – удельный вес материальных затрат в валовом выпуске продукции фирмы.
Таким образом, чем больше затратный параметр b, темп инфляции q, производственно-реализационный цикл продукции фирмы h и налоговые ставки, тем более уязвима эта фирма в условиях инфляции. Следует отметить, что при высокой инфляции проблема активных инфляционных налогов может выступать в качестве главного фактора падения экономической активности юридических лиц и подрыва их платежеспособности.
Другие материалы:
Участники фондового рынка
Участниками фондового рынка являются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг [17, с. 46]. Они продают, покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчёты по ним, при этом вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу обращени ...
Структура и деятельность ОАО «Росгосстрах»
Группа компаний «Росгосстрах" – крупнейшая по масштабам в России страховая группа, безусловный лидер отечественного рынка. Надежность компании подтверждена временем – входящее в Группу ОАО «Росгосстрах» является преемником Госстраха РСФСР, созданного в 1921 году. Почти 25 миллионов граждан и п ...
Страховое дело в Республике Саха на современном этапе
В нашей республике страхование широко представлено несколькими крупными фирмами, как общефедерального уровня, так и республиканского уровня. К первым можно отнести такие фирмы как «Россгострах», «Ингосстрах», «Спасские ворота» и т.д. Ко вторым можно отнести две наиболее крупные и успешные фирмы как ...