Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:
· государственное регулирование;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.
Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;
· формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
· достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).
Система регулирования рынка ценных бумаг включает следующие главные составные части (рис. 1):
· создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
· создание органов регулирования рынка;
· организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;
· контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
· разрешение споров между участниками рынка.
Рис. 1. Система регулирования российского рынка ценных бумаг
Основные принципы государственного регулирования:
· система регулирования рынком создается только государством в соответствии с поставленными им целями;
· обеспечение единства нормативно-юридической базы регулирования во всех ее аспектах;
· комплексность методов регулирования;
· достижение оптимального сочетания государственного регулирования с общественным саморегулированием рынка ценных бумаг;
· преемственность в регулировании на протяжении длительного времени;
· равенство всех участников рынка как частных собственников перед законом и друг перед другом, недопустимость привилегий как общее правило;
· учет мирового опыта развития и регулирования фондового рынка;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных – выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах, и профессиональных участниках;
· разделение полномочий между регулирующими органами;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка и др.
Другие материалы:
Участники фондового рынка
Участниками фондового рынка являются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг [17, с. 46]. Они продают, покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчёты по ним, при этом вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу обращени ...
Возникновение и развитие кредитной кооперации в Германии
В Германии одновременно формировались кредитные кооперативы двух типов. Кредитные кооперативы Г. Шульце-Делича, называвшиеся ссудо-сберегательными товариществами объединяли ремесленников в целях облегчения условий получения финансовых ресурсов, необходимых для приобретения производственного сырья. ...
Деятельность Липецкого ОСБ по расчетам населения
Оставаясь крупнейшим оператором розничных банковских услуг рынка Липецкой области, Липецкое ОСБ № 8593 продолжает работу по продвижению и дальнейшему совершенствованию своего продуктового ряда, внедрению новых продуктов, а также повышению качества обслуживания клиентов. Несмотря на высокую конкурен ...