рассчитываемой в соответствии с МСФО, и показателем прибыли за отчетный период
по РПБУ, связаны с такими факторами (пока игнорируемыми при составлении отчетности по РПБУ), как:
■ чистый эффект наращенных доходов и расходов;
■ переоценка кредитных требований по амортизируемой стоимости;
■ создание дополнительных резервов на покрытие возможных потерь;
■ переоценка ценных бумаг, производных финансовых инструментов по рыночной (справедливой) стоимости;
■ принцип справедливой оценки неденежных активов;
■ отложенное налогообложение;
■ переоценка пассивов по справедливой стоимости;
■ чистые курсовые разницы, классифицируемые как капитал.
Третьей (основной) формой отчетности банков является отчетность, составляемая в соответствии с Международными стандартами. Финансовым результатом в ней является прибыль (убыток) за период
(ранее она называлась чистой прибылью, т. е. освобожденной, очищенной от проведенных операций по уплате налогов, отчислений в фонды, покрытия различных общебанковских расходов). Сегодня одной из серьезных проблем формирования отчетности по МСФО является отсутствие системы учета, позволяющей непосредственно на ее основе формировать финансовую отчетность, а не путем трансформации российской отчетности в отчетность по МСФО.
Таким образом, существующие на сегодняшний день системы формирования финансовых результатов в коммерческих банках уже в значительной мере удовлетворяют целям отражения в них этих процессов. Показатель бухгалтерской прибыли, формируемый на основе отчета о прибылях и убытках по форме № 0409102, предназначен, в большей степени, для внутреннего управления финансовыми результатами банка, а показатель прибыли за отчетный период публикуемой отчетности и отчетности по МСФО имеет целью дать реальную информацию о деятельности банка его внешним контрагентам.
Вместе с тем следует иметь в виду, что если для целей контролирующих органов или для контрагентов банков достаточным является ежеквартальное изучение финансовой отчетности кредитных организаций, то для самих коммерческих банков (средних и особенно крупных) при отсутствии у них иной аналитической информации, отражающей процесс формирования доходов и расходов, существующая периодичность составления отчета о прибылях и убытках недостаточна. Банки, как и некредитные коммерческие организации, регулярно осуществляют всевозможные налоговые платежи (включая и налог на прибыль), оказывающие чуть ли не каждый день самое непосредственное влияние на величину их финансовых результатов. Поэтому оценку складывающегося положения дел в части формирования доходов и расходов в небольших банках, видимо, достаточно проводить раз в месяц. Что же касается крупных банков, то в них указанную работу следует осуществлять ежедневно, как и составление баланса[3].
Рассматривая существующие сегодня в коммерческих банках системы формирования показателей их финансовых результатов, отводящие прибыли, как сложной и многогранной рыночной категории, роль обобщающего оценочного показателя деятельности банка, нельзя недооценивать также и значение промежуточных результирующих показателей — в разрезе подразделений банка, видов банковской деятельности, банковских продуктов, операций. Специфика методологии их расчета рассматривается ниже, при разработке методик анализа этих показателей.
Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ финансовой деятельности банка производится одновременно с анализом ликвидности баланса банка, и на основании полученных результатов делаются выводы относительно надежности банка в целом.
Другие материалы:
Прогнозирование валютного рынка
Прогнозы forex - это гипотезы о вероятном будущем состоянии индикаторов рынка валют forex (котировок валют, кросс курсов валют, иногда направлений трендов, целей, значений поддержки-сопротивления и других), составленные на основании имеющихся данных об известном состоянии индикаторов валютного рынк ...
Содержание банковского маркетинга
Понятие банковского маркетинга. Банковский маркетинг можно рассматривать в нескольких аспектах: как вид человеческой деятельности, систему и концепцию управления, философию мышления, науку. Банковский маркетинг как вид человеческой деятельности означает, что деятельность банков должна быть направле ...
Преимущества и недостатки коммерческого Банка ЗАО «Банк Русский Стандарт»
ЗАО «Банк Русский Стандарт» является коммерческим Московским Банком. Создан в г. Москве в июне 1998 года на базе бывшего Агропромбанка. Начал активное розничное кредитование в марте 2000 года. По объему выданных потребительских кредитов к тому времени занимал 3-е место. До недавнего времени, а точн ...