Методики анализа финансового состояния заемщика в рекомендациях иностранных специалистов обычно сводятся к двум ключевым пунктам:
берется группа показателей, на базе которых рассчитываются коэффициенты, характеризующие различные стороны деятельности заемщика;
полученные значения коэффициентов сравниваются со значениями, рекомендованными в качестве нормативных (или критических).
При практической реализации этой технологии приходится решать ряд проблем. Проблема первая - сколько и какие показатели использовать для анализа.
Количество расчетных коэффициентов, рекомендуемых для анализа финансового состояния, может быть неограниченно велико. Некоторые компьютерные программы такого анализа содержат 100 и более коэффициентов. Общее правило, видимо, может быть такое: цель анализа должна определять количество и набор необходимых коэффициентов. "Необходимые" - это тот минимальный круг значимых (независимых) коэффициентов, анализ которых будет признан обязательным. Остальные будут считаться вспомогательными и могут анализироваться во вторую очередь, если в этом будет необходимость. Отсюда ясно, что верный выбор перечня анализируемых коэффициентов зависит в конечном счете от экономической квалификации кредитного работника (аналитика, эксперта).
Мировая банковская практика выработала много разнообразных групп финансовых коэффициентов, которые в принципе могут использоваться для анализа финансового состояния заемщика. Наиболее известной можно считать следующую их классификацию (все ее элементы подробно описаны в финансовой и банковской литературе) [31, с.69].
1) Коэффициенты ликвидности - коэффициент текущей ликвидности (так называемый коэффициент покрытия); коэффициент оперативной ликвидности.
2) Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; коэффициент оборачиваемости запасов товарно-материальных ценностей; коэффициент оборачиваемости основных средств; коэффициент оборачиваемости активов.
3) Коэффициенты финансового левериджа (зависимости от привлеченных источников) - рассчитываются в отношении активов, капитала и т.д.
4) Коэффициенты прибыльности - коэффициенты доходности; коэффициенты рентабельности; коэффициенты прибыльности акций.
5) Коэффициенты обслуживания долгов - рассчитываются в виде отношения общей прибыли заемщика к тем или иным предстоящим ему платежам.
Использование перечисленных и подобных им показателей дополняется оценкой финансового состояния заемщика на основе:
анализа денежных потоков - определения разницы между денежными поступлениями и расходами клиента за определенный период;
анализа делового риска - определения возможности того, что кругооборот фондов клиента может не завершиться достаточно эффективно.
Получается весьма громоздкая схема. С учетом этого специалисты продолжают поиск более "компактного" минимально достаточного набора показателей.
Проблема вторая - какие значения коэффициентов считать "нормативными" или "критическими". На Западе значения коэффициентов, характеризующих фирму, рекомендуется сравнивать с ее более ранними показателями и со средними показателями по отрасли, к которой данное предприятие относится. В наших условиях реализовать такую рекомендацию трудно, если не невозможно. Сравнение со своими прежними показателями зачастую невозможно из-за постоянного изменения "правил игры" (налоговое законодательство, другие нормативные акты). Еще сложнее сравнивать показатели анализируемого предприятия с "нормативными", поскольку таковых просто нет. В российском финансовом анализе возможность использования, среднеотраслевых показателей в качестве нормативов декларируется, но ни один государственный орган не проводит подобных расчетов. Нормативные документы Банка России также не определяют порядок проведения финансового анализа.
Другие материалы:
Оценка кредитной истории заемщика банка – физического лица
Кредитная история заемщика – понятие не новое в кредитовании. Данный метод популярен в кредитовании юридических лиц, мы же рассмотрим эффективность данного метода, применяя его при кредитовании физических лиц. Одно из направлений снижения кредитных рисков лежит в стандартизации требований и математ ...
Пути совершенствования внутрибанковского контроля в настоящее
время
Выше было изложено, как осуществляется внутренний контроль – в банке. В то же время органы управления банка стремятся к постоянному совершенствованию внутреннего контроля с целью соответствия его современным условиям. Основные цели банка в этом направлении: Повышение эффективности и результативност ...
Понятие и элементы банковской системы
С точки зрения выполняемых экономических функций банковская система является частью финансовой системы. Через банки проходят практически все денежные ресурсы за исключением тех сумм, которые остаются на руках у населения или в нарушение правил о порядке расчетов вращаются в розничном товарообороте ...