Использование зарубежного банковского опыта в области оценки кредитоспособности заемщика

Материалы » Изучение подходов к анализу кредитоспособности малого предприятия » Использование зарубежного банковского опыта в области оценки кредитоспособности заемщика

Страница 2

Методики анализа финансового состояния заемщика в рекомендациях иностранных специалистов обычно сводятся к двум ключевым пунктам:

берется группа показателей, на базе которых рассчитываются коэффициенты, характеризующие различные стороны деятельности заемщика;

полученные значения коэффициентов сравниваются со значениями, рекомендованными в качестве нормативных (или критических).

При практической реализации этой технологии приходится решать ряд проблем. Проблема первая - сколько и какие показатели использовать для анализа.

Количество расчетных коэффициентов, рекомендуемых для анализа финансового состояния, может быть неограниченно велико. Некоторые компьютерные программы такого анализа содержат 100 и более коэффициентов. Общее правило, видимо, может быть такое: цель анализа должна определять количество и набор необходимых коэффициентов. "Необходимые" - это тот минимальный круг значимых (независимых) коэффициентов, анализ которых будет признан обязательным. Остальные будут считаться вспомогательными и могут анализироваться во вторую очередь, если в этом будет необходимость. Отсюда ясно, что верный выбор перечня анализируемых коэффициентов зависит в конечном счете от экономической квалификации кредитного работника (аналитика, эксперта).

Мировая банковская практика выработала много разнообразных групп финансовых коэффициентов, которые в принципе могут использоваться для анализа финансового состояния заемщика. Наиболее известной можно считать следующую их классификацию (все ее элементы подробно описаны в финансовой и банковской литературе) [31, с.69].

1) Коэффициенты ликвидности - коэффициент текущей ликвидности (так называемый коэффициент покрытия); коэффициент оперативной ликвидности.

2) Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; коэффициент оборачиваемости запасов товарно-материальных ценностей; коэффициент оборачиваемости основных средств; коэффициент оборачиваемости активов.

3) Коэффициенты финансового левериджа (зависимости от привлеченных источников) - рассчитываются в отношении активов, капитала и т.д.

4) Коэффициенты прибыльности - коэффициенты доходности; коэффициенты рентабельности; коэффициенты прибыльности акций.

5) Коэффициенты обслуживания долгов - рассчитываются в виде отношения общей прибыли заемщика к тем или иным предстоящим ему платежам.

Использование перечисленных и подобных им показателей дополняется оценкой финансового состояния заемщика на основе:

анализа денежных потоков - определения разницы между денежными поступлениями и расходами клиента за определенный период;

анализа делового риска - определения возможности того, что кругооборот фондов клиента может не завершиться достаточно эффективно.

Получается весьма громоздкая схема. С учетом этого специалисты продолжают поиск более "компактного" минимально достаточного набора показателей.

Проблема вторая - какие значения коэффициентов считать "нормативными" или "критическими". На Западе значения коэффициентов, характеризующих фирму, рекомендуется сравнивать с ее более ранними показателями и со средними показателями по отрасли, к которой данное предприятие относится. В наших условиях реализовать такую рекомендацию трудно, если не невозможно. Сравнение со своими прежними показателями зачастую невозможно из-за постоянного изменения "правил игры" (налоговое законодательство, другие нормативные акты). Еще сложнее сравнивать показатели анализируемого предприятия с "нормативными", поскольку таковых просто нет. В российском финансовом анализе возможность использования, среднеотраслевых показателей в качестве нормативов декларируется, но ни один государственный орган не проводит подобных расчетов. Нормативные документы Банка России также не определяют порядок проведения финансового анализа.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Содержание банковского маркетинга
Понятие банковского маркетинга. Банковский маркетинг можно рассматривать в нескольких аспектах: как вид человеческой деятельности, систему и концепцию управления, философию мышления, науку. Банковский маркетинг как вид человеческой деятельности означает, что деятельность банков должна быть направле ...

Совет директоров ОАО «Росгосстрах»
На годовом Общем собрании акционеров 28 июня 2002 года избран Совет директоров в количестве девяти человек. В новый состав Совета директоров ОАО "Росгосстрах" от государства вошли пять представителей: первый заместитель Министра имущественных отношений РФ, заместитель Министра финансов РФ ...

Стимулирующая кредитно-денежная политика
Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривания» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструмент ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru