Кредит является основной формой пополнения денежных средств экономическими агентами на возвратной и в основном платной основе. Другими словами, кредит является способом получения денег государством, кредитными организациями, фирмами и населением. Таким образом, кредит, как и деньги, является необходимым элементом в кругообороте капиталов, в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.
В настоящее время роль кредита в экономической жизни развитых стран непрерывно возрастает.
Для того, чтобы проанализировать финансовые результаты деятельности кредитных организаций рассмотрим таблицу 5, где представлены различные показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности кредитных организаций.
Таблица 5 – Финансовые результаты деятельности кредитных организаций (Данные Банка России на начало года)
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Объем прибыли (+) / убытков (-), полученных действующими кредитными организациями, млн.руб. |
262097 |
371548 |
507975 |
409186 |
Объем прибыли по прибыльным кредитным организациям, млн.руб. |
269953 |
372382 |
508882 |
446936 |
Удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль, в общем количестве действующих кредитных организаций, процентов |
98,9 |
98,5 |
99,0 |
94,9 |
Объем убытков (-) по убыточным кредитных организаций, млн.руб. |
7855 |
834 |
907 |
37750 |
Удельный вес кредитных организаций, имевших убыток, в общем количестве действующих кредитных организаций, процентов |
1,1 |
1,5 |
1,0 |
5,1 |
Анализируя таблицу 5 , наглядно видно, что по сравнению с предыдущими (докризисными годами 2006, 2007) в 2008, а особенно в 2009 году значительно сократился удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль. Также наблюдается возросший объём убытков по убыточным кредитным организациям, весьма велик удельный вес кредитных организаций, имевших убыток.
Что же касается показателей по объёму прибыли полученных действующими кредитными организациями и объёму прибыли по прибыльным кредитным организациям, то заметно сокращение сумм по сравнению с предшествующим 2008 годом. Но также положительные результаты 2008 года можно объяснить следующими причинами - в разгар кризиса кредитные организации активно внедряли антикризисные программы, к примеру, повышенные процентные ставки по кредитам, ужесточение требований к заёмщикам, массовые сокращения персонала, минимализация количества потребительских кредитов, сокращение количества рискованных банковских продуктов. Для более полного понимая ситуации на кредитном рынке России, необходимо проанализировать структуру и отдельные показатели деятельности кредитных организаций, которые представлены в приложении 5.
Из таблицы видно, что за последние пять лет количество кредитных организаций снизилось на 191 организацию. Возросло число операций с драгметаллами, что связано с ростом цены на золото. В то же время прослеживается тенденция сокращения привлечённых вкладов населения и операций в иностранной валюте. Сокращение количества двух последних видов банковских операций можно объяснить снижением доверия населения и юр. лиц к банкам, недоверие к валюте, подверженной колебаниям валютного рынка.
Увеличение числа кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций, можно объяснить тем, что во время мирового финансового кризиса большое количество российских банков перешло иностранным акционерам в результате слияний и поглощений.
Положительная тенденция наблюдается по показателям, указывающим на увеличение числа филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации. Также с 2007 года наблюдается увеличение зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций, что свидетельствует о повышении финансово-экономической стабильности кредитных организаций. Также положительная тенденция просматривается и в показателях привлечённых и размещённых кредитов, депозитов и прочих средств.
Другие материалы:
Понятия и история валютного дилинга
Игра на валютных курсах – валютный дилинг – представляет собой один из серьезных видов бизнеса. В настоящий момент для достаточно широких кругов в России стали доступны как отечественный, так и западные финансовые рынки. Многие финансовые инструменты не требуют значительных капиталов и вполне досту ...
Маркетинг ВТБ банка
Структура ВТБ Банка отображает основные логические взаимосвязанные уровни управления, разграничивает сферы ответственности, оптимизирует процессы информационного обеспечения , которое дает возможность достигнуть поставленных целей и заданий с наибольшей эффективностью. Налаживание внутрибанкоских с ...
Информационная асимметрия на банковском рынке
Эффекты асимметрии информации для финансовых посредников существуют в виде риска неблагоприятного выбора клиента (adverse selection) и морального риска (moral hazard). Первый риск возникает на стадии заключения контракта и связан с ошибками в-о пределе ни и качества товара или услуги, а второй вид ...