Таким образом, в 2009 г. оба фактора способствовали росту прибыли. Первый фактор – процентная маржа способствовал росту прибыли до налогообложения на 51349 тыс. руб., а второй фактор - непроцентная маржа, хотя и имеет отрицательное значение, но за 2009 г. она увеличилась на 71804 тыс. руб. и снизила "бремя", поглощающее часть процентной маржи, что способствовало увеличению прибыли.
По данным табл. 3 абсолютный размер прибыли (убытка) доп.офиса за 2009 г. составил 140348 тыс. руб., что почти в 3 раза больше прибыли, полученной за 2008 г.
Анализ относительных показателей свидетельствует о том, что коэффициент процентной маржи увеличивается в 2 раза, увеличению коэффициента способствовали, с одной стороны, увеличение абсолютной суммы процентной маржи, а с другой – увеличение величины активов банка.
Чтобы качественно оценить влияние этих факторов, воспользуемся методом цепных подстановок. Предварительно определим скорректированный коэффициент процентной маржи Кп.м (1):
Кп.м (1) = 142594 / 1439962* 100 = 9,9%.
Влияние первого фактора – величины процентной маржи А1 определяется как разность между скорректированным коэффициентом Кп.м (1) и значением его на 2008 г. Кп.м (4):
А1 = Кп.м (1) – Кп.м (4) = 9,9 – 6,3 = 3,6%.
Увеличение суммы процентной маржи за анализируемый период на 51349 тыс. руб. вызвало повышение значения коэффициента на 3,6%, что, безусловно, является положительным фактором в деятельности банка.
Влияние второго фактора – величина активов банка А2 определяется как разность между значением коэффициента на 2009 год Кп.м (5) и скорректированным коэффициентом Кп.м (1):
А2 = Кп.м (5) – Кп.м (1) = 6,7 – 9,9 = - 3,2%
Второй фактор – величина активов банка повлиял в сторону уменьшения коэффициента процентной маржи, это влияние нельзя расценивать как негативное, поскольку оно вызвано увеличением активов банка, что является положительным, так как ведет, как правило, к увеличению доходов банка.
В завершение анализа проведем расчет коэффициентов эластичности для процентных (К э.п.) и непроцентных доходов (К э.н.) за 2009 год:
К э.п. = 74,0 / 98,3 = 0,75; К э.н. = 91,7 / 56,9 = 1,61.
Значение коэффициента К э.п. свидетельствует о том, что при увеличении процентных расходов на 1% процентные доходы вырастают на 0,75%, для непроцентных расходов ситуация следующая: их увеличение на 1% приводит к росту непроцентных доходов на 1,61%.
Коэффициент общей рентабельности банка (Ро) принято определять как отношение балансовой прибыли к совокупному доходу:
Ро = П / Д , (3)
где П – балансовая прибыль банка;
Д – совокупный доход.
Коэффициент общей рентабельности характеризует величину прибыли, приходящейся на 1 руб. совокупного дохода. Это один из основных показателей, определяющих эффективность банковской деятельности.
Аналогичный показатель – коэффициент частной рентабельности (Рч) можно рассчитать, исходя из соотношения процентной прибыли (маржи) к величине процентного дохода:
Рч = ПМ / Д п , (4)
где ПМ – процентная маржа; Д п – процентный доход.
Таблица 4 Анализ коэффициентов общей и частной рентабельности, тыс. руб.
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
Изменение (+,-) |
Темп роста, % | |||
2008 к 2007 |
2009 к 2008 |
2008 к 2007 |
2009 к 2008 | |||||
1. Совокупный доход, в т.ч. |
209990 |
354690 |
652 062 |
144700 |
29372 |
168,9 |
183,8 | |
1.1. Процентный доход |
94477 |
157802 |
274585 |
63325 |
116783 |
167,0 |
174,0 | |
2. Совокупный расход, в т.ч. |
186788 |
308585 |
511714 |
121797 |
203129 |
165,2 |
165,8 | |
2.1. Процентный расход |
55045 |
66557 |
131991 |
11512 |
65434 |
120,9 |
198,3 | |
3. Балансовая прибыль, в т.ч.: |
23202 |
46106 |
140348 |
22904 |
94242 |
198,7 |
304,4 | |
3.1. Процентная маржа |
39432 |
91245 |
142 594 |
51813 |
91549 |
231,4 |
156,3 | |
4. Собственные средства |
116531 |
118645 |
182381 |
2114 |
63736 |
101,8 |
153,7 | |
5. Коэффициент общей рентабельности |
0,11 |
0,13 |
0,22 |
0,02 |
0,09 |
- |
- | |
6. Коэффициент частной рентабельности |
0,42 |
0,58 |
0,52 |
0,16 |
-0,06 |
- |
- |
Другие материалы:
Страховой фонд. Формы организации страхового фонда
страховой экономический денежный ущерб Материальным воплощением экономической категории страховой защиты служит страховой фонд. Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факто ...
Понятие ценных бумаг
Ценные бумаги являются объектами гражданских прав, относятся к вещам, будучи их особой разновидностью. Гражданский кодеке определяет ценную бумагу как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможн ...
Сбербанка на рынке депозитов до кризиса 2008
Проблема защиты банковских вкладчиков всегда декларировалась государством среди основных проблем, которые необходимо решить в целях стабилизации финансового сектора экономики; в целях обретения дополнительного источника инвестиций; в социально-экономических целях. Видимо, по последней причине госуд ...