Ситуация, сложившаяся в отечественном банковском секторе в начале лета 2004 г., связанная с отзывом лицензий у ряда банков, спровоцировала волну изъятий вкладов вкладчиками других банков, потребовала решительных мер для стабилизации обстановки. Одна из них - разработка и принятие Федерального закона от 29 июля 2004г. "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Закон о выплатах Банка России).
Суть Закона сводится к введению института выплат Банка России по вкладам в части сумм, не погашенных в ходе осуществляемых в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций предварительных выплат кредиторам первой очереди, т.е. выплаты Банка России носят дополнительный характер. Согласно ст.5 Закона о выплатах Банка России для принятия Банком России решения об осуществлении выплат необходимо одновременное наличие двух условий:
вынесение арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом;
истечение установленного Законом о банкротстве кредитных организаций срока для предварительных выплат кредиторам первой очереди.
Приведенный юридический состав значительно отличается от состава страхового случая, закрепленного в ст.8 Закона о страховании вкладов, с наступлением которого у вкладчика банка, участвующего в системе страхования вкладов, возникает право на возмещение по вкладам по следующим параметрам:
состав страхового случая сформулирован как альтернативный, т.е. для признания его наступившим достаточно наличия только одного элемента из двух, что более приемлемо для вкладчиков банков, застраховавших вклады физических лиц;
в отличие от Закона о выплатах Банка России, Закон о страховании вкладов предусматривает право на получение страхового возмещения на более ранних стадиях - до признания кредитной организации банкротом;
по Закону о страховании вкладов вкладчик имеет право обратиться с требованием о выплате возмещения уже со дня наступления страхового случая, в то время как Законом о выплатах Банка России указанный срок для обращения вкладчиков минимально определен в 40 дней после наступления обстоятельств, указанных в ст.5 этого Закона (10 дней - для направления конкурсным управляющим в Банк России реестра требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат; 30 дней - для публикации Банком России объявления о дате начала и окончания выплат и иных сведений, предусмотренных ч.1 ст.7 Закона о выплатах Банка России).
В соответствии с требованиями Закона о выплатах Банка России выплаты Банка России осуществляются по вкладу (вкладам), в размере, порядке и при наличии условий, установленных данным Законом, за исключением следующих денежных средств:
размещенных на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
размещенных физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
переданных физическими лицами в доверительное управление;
размещенных во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.
Таким образом, данным Законом и Законом о страховании абсолютно идентично определяются размер производимых Банком России выплат (максимальная сумма - 700 тыс. руб. по каждому банку с учетом осуществленных предварительных выплат кредиторам первой очереди (ч.1-2 ст.6).
Прием от вкладчиков заявлений о выплатах и иных необходимых документов, а также получение выплат производятся не в Банке России непосредственно или его территориальных учреждениях, а в банках-агентах, которые действуют от имени Банка России и за его счет. Это обусловлено тем, что по общему правилу, закрепленному в п.1 ст.49 Закона о Банке России, ЦБ РФ не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на банковские операции, и физическими лицами. Исключения указаны в ст.48 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банк России вправе осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Другие материалы:
Организация безналичных расчетов с юридическими лицами
Липецкое ОСБ № 8593 осуществляет комплексное обслуживание клиентов, предлагая все виды банковских операций в рублях и в иностранной валюте. Политика банка в сфере обслуживания юридических лиц строится на принципах установления долгосрочных партнерских отношений. Банк осуществляет весь спектр банков ...
Модели привлечения банками ресурсов для ипотечного
кредитования
Проблему привлечения ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования с полным основанием можно считать наиболее критичной для развития системы жилищного ипотечного кредитования в России. Слишком «короткие» и дорогие привлеченные ресурсы сильно ограничивают возможности российских банков при ипоте ...
Реорганизация банковской системы в 1987 г., ее причины и последствия
В целях усиления роли банков в повышении эффективности общественного производства путём укрепления связи кредитного механизма с конечным результатом работы отраслей народного хозяйства в 1987г. было принято решение реорганизовать систему спецбанков с учётом особенностей сферы деятельности народнохо ...