Изучая особенности и тонкости организации кредитного процесса в коммерческом банке, принципиальным моментом является определение кредита как банковского продукта (результата деятельности сотрудников банка).
Широко распространено мнение, суть которого в том, что банки, занимаясь кредитованием, торгуют денежными ресурсами. Это мнение недостаточно корректное и должно быть уточнено в отношении того, чем именно торгуют банки на рынке кредитования. [21, 475 с.]
Банк как коммерческая организация может и должен продавать результат, продукт собственной деятельности. Но что выступает в качестве такого продукта в сфере кредитования? Можно было бы считать, что банк предлагает к продаже деньги, частично свои, а в основном привлеченные (рассматривая само состоявшееся привлечение как результат непростой деятельности работников банков).
На самом деле это поверхностное представление, поскольку банк и привлекает, и выдает деньги в кредит только на время, что лишает весь процесс стандартного торгового содержания.
Отсюда первое уточнение: речь должна идти о продаже не денег, а права временного ими пользования. Такое право, торгуемое банком, можно считать результатом деятельности банка, предшествующей выдаче кредита.
Однако остается без ответа вопрос о том, имеется ли продукт собственно кредитной деятельности банка и если да, то каков он. Чтобы разобраться с данным вопросом, необходимо вспомнить, что вообще понимается под результатом или продуктом деятельности банка.
Банковский продукт - это некая более или менее оригинальная банковская технология, придуманная и используемая в данном банке, т.е. определенное умение его сотрудников, которым другие банки могут владеть, а могут и не владеть.
То есть банковские продукты всегда в чем-то отличны, уникальны, поскольку создаются разными людьми и рассчитаны, как правило, на неповторимые потребности, возможности и запросы самых разных клиентов.
Всё вышеперечисленное о производительном и творческом характере банковской деятельности больше всего, пожалуй, относится именно к кредитной деятельности.
Почти в каждом случае кредитования банки создают более или менее различающиеся технологии кредитования, устраивающие конкретных заемщиков. Именно эти технологии и есть тот главный товар, который банки продают как участники кредитного рынка.
Таким образом, кредит необходимо понимать и как определенную денежную сумму, выделяемую банком на известную цель, и как определенную технологию удовлетворения заявленной заемщиком финансовой потребности, но необходимо также различать указанную технологию и результаты ее применения. [23, 476 с.]
В качестве цены за пользование банковскими кредитами выступает ссудный процент, определяемый на взаимовыгодной основе между субъектами кредитных отношений и фиксируемый в кредитном договоре. [5, 79 с.]
Тогда можно утверждать, что кредит как продукт деятельности банка представляет собой:
-во-первых, сумму денег, предоставляемую банком заемщику и удовлетворяющую изложенным выше базовым признакам кредита, отражающим его специфическую экономическую и правовую природу;
-во-вторых, кредитный продукт более глубокого уровня, а именно конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказать кредитную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и документально оформленный комплекс взаимосвязанных действий, составляющих целостный регламент взаимодействия подразделений банка (связанных с кредитным процессом), единую и завершенную технологию кредитного обслуживания клиента.
Все это говорит об исключительной важности налаживания четких и эффективных механизмов кредитного процесса. Однако перед тем как приступить к исследованию особенностей организации кредитного процесса, необходимо ознакомиться с основными видами банковских кредитов.
Другие материалы:
Оценка эффективности страховой защиты предприятия
Экономическую эффективность страхования рисков оценивается по следующим показателям: · вероятность наступления страхового события по данному виду риска; · уровень возможных потерь; · размер страхового тарифа. Сопоставляется с его средним размером на страховом рынке по данному виду страхования и тип ...
Оценка банковского риска в системе внутреннего контроля
Конечным результатом любой деятельности внутребанковских структур должен быть нацелен на главную цель коммерческого банка – достижения максимального размера дохода. Не исключением является, также структура банка, занимающиеся внутренним контролем. Выполняя, непосредственно свои обязанности данная с ...
Оптимизация долевого соотношения акций в модельных портфелях инвесторов,
как возможность повышения спроса на акции «второго эшелона»
С ростом ликвидности российского рынка акций границы между секторами (эшелонами) по ликвидности и капитализации стали менее очевидны. С одной стороны существует много достаточно ликвидных акций небольшой капитализации, с другой стороны есть высоко капитализированные компании, прошедшие IPO, но не о ...