Система регулирования рынка ценных бумаг в странах ЕС

Материалы » Международное обращение ценных бумаг » Система регулирования рынка ценных бумаг в странах ЕС

Страница 2

Институтами, к которым обращено действие MiFID, являются профессиональные участники рынка ценных бумаг – «инвестиционные фирмы», для осуществления деятельности которых необходимо получение разрешения (лицензии) в государстве регистрации головного офиса. При этом сфера действия MiFID распространяется на все инструментальные сегменты рынка: акции, облигации, производные финансовые инструменты, рынок коллективных инвестиций.

После такого лицензирования в каком-либо государстве – члене ЕС компании должно быть предоставлено право осуществления деятельности на территории всего ЕС без необходимости получения дополнительного разрешения компетентных органов других членов ЕС.

Директивой установлены единые требования к раскрытию информации на рынке ценных бумаг, хранению информации о сделках, требования к отчетности профессиональных участников рынка и др.

Интересно, что Директива вводит отдельные элементы регулирования внебиржевого рынка ценных бумаг в рамках MTF, не только устанавливая требования о получении разрешения на осуществление необходимой деятельности у национального регулятора, но и накладывая на государства – члены ЕС обязательства по введению требований в отношении инвестиционных фирм и операторов, управляющих MTF.

Данные нормы Директивы, призванные повысить прозрачность деятельность MTF, уже вызвали активный интерес у крупных участников европейского и американского финансовых рынков к созданию MTF.

Кроме того, MiFID устанавливает важные положения о защите клиентов: обязанность проводить оценку «адекватности» клиента (опыт, знания, финансовое положение), а также правило «наилучшего исполнения» – брокер, получив заявку клиента, обязан исполнить ее наилучшим способом и в течении определенного времени (от 3 до 5 лет) хранить соответствующую информацию.

Однако необходимо обратить внимание на то, что критерии «наилучшего исполнения» в Директиве отсутствуют, а вопрос уровня определения и состава таких критериев вызывают сегодня жаркие дискуссии в европейском профессиональном сообществе.

Помимо уже упомянутого требования о получении инвестиционной фирмой лицензии в государстве – члене ЕС, в котором находится ее головной офис, в целях защиты инвестора Директивой установлены строгие требования к отчетности и ведению внутреннего контроля инвестиционных фирм, т.е. предоставление отчетности по сделкам должно осуществляться практически немедленно – не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем совершения сделки. Минимальный срок хранения информации – 5 лет. Каждое государство – член ЕС обязано вести реестр инвестиционных фирм и предоставлять соответствующую информацию другим странам – членам ЕС.

По мнению участников рынка и экспертов, принятие и вступление в силу MiFID стало дополнительным толчком к консолидации европейского рынка ценных бумаг, активизировало процессы его взаимодействия, включая объединение институтов и инфраструктур (биржи, расчетные системы). Помимо этого, благодаря росту конкуренции и повышению «технологичности» торговли отмечается снижение комиссионных и иных биржевых сборов.

Функции финансового регулятора по рынкам ценных бумаг в станах ЕС (в наднациональном масштабе) возложены на профильные комитеты при Совете ЕС по экономике и социальным вопросам и Комитет по европейским ценным бумагам. Последний создан в целях улучшения координации политики ЕС в области рынка ценных бумаг Решением Комиссии ЕС от 6 июня 2001 г. №2001/528/ЕС. Задача Комитета – формирование рекомендаций Комиссии ЕС в области политики на рынке ценных бумаг ЕС.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru