3) неспособность банка возобновлять эти ресурсы на постоянной основе [11].
В странах с развитыми рыночными отношениями в последнее время четкие границы между отдельными видами депозитов размываются, появляются счета, сочетающие качества счетов до востребования и срочных депозитов. Так, в США, одной из таких новых форм счетов стали НАУ-счета – депозитные счета, по которым выплачивается рыночная ставка процента и, в то же время, на них можно выписывать расчетные тратты, аналогичные чекам, т.е. использовать эти счета для платежей [14].
Широкое развитие в банковской практике получили депозитные сертификаты, которые являются разновидностью срочного вклада. Депозитный сертификат – это ценная бумага, свидетельствующая о том, что в банк внесен срочный вклад с фиксированным сроком и ставкой процента. Т.е. депозитный сертификат – это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, которое дает право вкладчику на получение по окончании установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитный сертификат выдается только юридическим лицам. Он имеет две разновидности – непередаваемые, которые хранятся у вкладчика и при наступлении их срока предъявляются в банк; и передаваемые, которые свободно продаются на вторичном денежном рынке, где право на получение вклада по депозитному сертификату может быть передано другому лицу; другими словами он может быть именным и на предъявителя.
Депозитный сертификат выпускается банками под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банком, как на фиксированный срок, так и до востребования.
Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Структура их в банке подвижна и зависит от конъюнктуры денежного рынка. Этому источнику формирования банковских ресурсов присущи некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит в значительной степени от клиентов (вкладчиков), а не от самого банка. И, тем не менее, конкурентная борьба между банками заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов [20].
Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы (процентную ставку, различные услуги и льготы вкладчикам). При этом все банки соблюдают несколько основополагающих принципов организации депозитных операций. Они заключаются в следующем:
- депозитные операции должны содействовать в получении прибыли или создавать условия для получения прибыли в будущем;
- депозитные операции должны быть разнообразными и вестись с различными субъектами;
- особое внимание в процессе организации депозитных операций следует уделять срочным вкладам;
- должна обеспечиваться взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и кредитными операциями по срокам и суммам депозитов и кредитных вложений;
- организуя депозитные и кредитные операции, банк должен стремиться к минимизации своих свободных ресурсов;
- банку следует принимать меры к развитию банковских услуг, способствующих привлечению депозитов.
Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.
В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание). Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка обобщена на рисунке 1.2.
Другие материалы:
Анализ операций кредитования физических лиц российских банков с позиции
текущей ситуации в банковском секторе
Обеспечение развития потребительского кредитования – вопрос большой важности, одна из стратегических задач деятельности многих коммерческих банков. Совершенствование организации потребительского кредита в современных условиях является важной проблемой, решение которой позволит повысить платежеспосо ...
ОСАО «Ингосстрах»
ОСАО «Ингосстрах» работает на внутреннем и международном рынках с 1947 года. По итогам первого полугодия 2006 года совокупные активы компании составили 41,7 млрд. рублей (2-е место в России после «Росгосстраха»), собственный капитал 6,9 млрд. рублей (4-е место в стране), страховые резервы 32,8 млрд ...
Нормативно-правовое регулирование фондового рынка
Основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям содержаться в Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов ...