Поскольку нормативная основа по соответствующей проблематике отсутствует, кредитные организации разрабатывают подходы к управлению данным риском, и прежде всего методику оценки риска, самостоятельно. При этом система оценки, применяемая большинством крупных банков, зачастую сводится к оценке финансового и экономического состояния клиентов, тогда как уровень деловой репутации, маркетинговое состояние и характеристики организационно-управленческой структуры не всегда учитываются, несмотря на то, что в зарубежной практике эти составляющие относятся к ключевым. В небольших региональных банках система оценки платежеспособности клиентов часто вообще отсутствует, и решения по кредитованию принимаются на основании их характеристик, а также исходя из данных кредитных историй (которые существуют не по всем клиентам).
Для повышения эффективности управления рисками кредитным организациям предлагается методика оценки финансового состояния клиента, включающая следующие этапы.
1. Информационный этап - получение информации о конкретном клиенте;
2. На основании полученной информации об клиенте рассчитываются коэффициенты и показатели, характеризующие: финансовое состояние клиента; экономическое состояние клиента; деловую репутацию клиента; маркетинговые позиции клиента; организационную структуру и уровень управления клиента;
3. Каждому коэффициенту/показателю в зависимости от его значения (величины, динамики) присваивается балл по пятибалльной шкале;
4. При помощи системы удельных весов рассчитывается средний коэффициент, характеризующий финансовое состояние клиента. По формуле средней арифметической определяются средние коэффициенты по каждой из четырех остальных групп коэффициентов/показателей. Таким образом, невозможность рассчитать какой-то из набора коэффициентов/показателей будет учтена при расчете среднего балла по группе показателей;
5. Определяется интегральный показатель с учетом удельного веса (значимости) каждой группы коэффициентов/показателей;
6. В зависимости от величины интегрального показателя данному клиенту присваивается рейтинг надежности.
В качестве информационной базы оценки надежности клиента рекомендуется использовать следующие источники: бухгалтерская отчетность, аудиторская информация, данные информационных агентств, статистические и отраслевые сборники, Интернет-ресурсы, данные средств массовой информации (СМИ). При этом необходимо отметить следующее. Данные, получаемые из Интернета и СМИ, характеризуются невысокой степенью надежности. Аудиторское заключение также не является надежным источником информации, поскольку делается 1 раз в год, а публикуется часто с опозданием до 6 месяцев, т. е. полезность данной информации невысока. Данные информационных агентств, статистических и отраслевых сборников и др. обычно не содержат информации о клиентах второго эшелона. Таким образом, круг источников информации о клиентах является достаточно ограниченным, фактически, единственным надежным источником информации является публикуемая бухгалтерская отчетность. Представляется, что наиболее эффективно при анализе клиента использовать квартальную бухгалтерскую отчетность за два/три предшествующих квартала, т. к. при этом максимально обеспечивается требование актуальности информации. На основании полученной информации можно провести анализ финансового, экономического, маркетингового состояния клиента, его деловой репутации и организационной базы.
Показатели, характеризующие финансовое состояние клиента могут быть разделены на две группы:
1) коэффициенты, имеющие нормативные значения;
2) коэффициенты, не имеющие нормативных значений. Значения коэффициентов первой группы предлагается сравнивать с рекомендательными значениями, установленными российским законодательством. Значения коэффициентов второй группы предлагается оценивать в соответствии с рекомендательными значениями, указываемыми в экономической литературе (в дальнейшем границы значений могут быть скорректированы с учетом практики соответствующего банка), а также динамикой. В зависимости от его значения/динамики, каждому показателю присваивается балл по пятибалльной шкале.
В качестве финансовых показателей первой группы предлагается рассчитать и оценить коэффициенты ликвидности (общая ликвидность, абсолютная ликвидность, текущая ликвидность), финансовой устойчивости (коэффициенты автономии, финансовой устойчивости, маневренности собственного капитала, обеспеченности оборотных активов собственными средствами, соотношения собственных источников и запасов), деловой активности (стоимость чистых активов) и платежеспособности (утрата платежеспособности).
В рамках финансовых показателей второй группы рекомендуется проанализировать показатели рентабельности (продаж, продукции, активов, собственного и заемного капитала) и деловой активности (ресурсоотдача, периоды оборота оборотных активов, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовый цикл, операционный цикл, темпы роста активов, выручки, и прибыли).
Другие материалы:
Классификация ценных бумаг
Классификации ценных бумаг - это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи. Ценные бумаги могут различаться по следующим признакам: а) по форме выпуска на: - документные - владельцы которых устанавливаются на основании предъявления оформленного надлежащим образом се ...
Кредитовый перевод
Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Б ...
Ресурсы коммерческого банка их структура и характеристика
В условиях рыночной экономики исключительно важны процессы формирования банковских ресурсов, оптимизации их структуры и, в связи с этим, - качество управления всеми источниками средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческого банка. Первостепенное значение проблемы формирования ресурсов ...