Содержание кредитного скоринга

Материалы » Скоринговый метод управления кредитными рисками » Содержание кредитного скоринга

Страница 2

Термин «скоринг» целесообразно применять в российской банковской практике для обозначения процесса (алгоритма) рейтингования финансового состояния не только физического, но и юридического лица, являющегося не только заемщиком, но и любым другим контрагентом банка.

Сам термин «скоринг» корректно использовать по отношению к процессу рейтингования юридического лица вне зависимости от размера его бизнеса по следующим причинам. Применение различных алгоритмов для рейтингования различных категорий юридических лиц (малого, среднего или крупного бизнеса) представляется противоречащим смыслу Положения Банка России № 254-П, которое предусматривает единую систему градации категории качества ссуд исходя из оценки финансового состояния, поскольку при разных алгоритмах оценки финансового состояния заемщиков, присвоенные соответствующим ссудам категории качества не могут являться сопоставимыми, что, безусловно, является препятствием для рационального формирования и управления кредитным портфелем.

Актуальность применения скоринговых (рейтинговых) моделей в настоящее время подчеркивается и на международном уровне, в том числе в рамках Basel II.

По данным Банка России, доля активов российских банков, размещенных в ценные бумаги, на сегодняшний день составляет в среднем 16%, а инвестиционный портфель российских банков оценивается более чем в 1 трлн. руб., причем на долю банков приходится 40% совокупного годового объема торгов акциями и облигациями на ММВБ[13].

На российском рынке основным механизмом привлечения инвестиций являются именно облигации, путем выпуска которых российские компании привлекают более 850 млрд. руб. ежегодно, при этом средняя доходность облигаций составляет порядка 7,6% годовых. Вложения кредитных организаций в корпоративные облигации с 2007 г. возрастают гораздо более высокими темпами, чем вложения в долговые обязательства РФ, хотя удельный вес последних в активах банковского сектора по-прежнему вдвое больше (2,5 и 5% соответственно). Вложения кредитных организаций в акции увеличиваются, но их доля в активах банковского сектора пока не превышает 3%. Следует отметить, что порядка 30% приобретаемых облигаций составляют ценные бумаги, не относящиеся к категории «голубых фишек».

Рискованность банка как кредитного института (особенно в нестабильных экономических условиях) значительно возрастает при высокой доле ценных бумаг в его активах, в частности, ценных бумаг для перепродажи. Для снижения риска (прежде всего, риска ликвидности), применяется комплекс специальных мероприятий, направленных на предупреждение ситуаций, когда банк не может реализовать имеющиеся у него ценные бумаги без ущерба по доходности операций. С этой целью Банком России введен ряд ограничительных мер по такого рода инвестициям, в частности, ограничение на приобретение ценных бумаг одного эмитента, что, по нашему мнению, является наиболее эффективной мерой. Создание кредитной организацией резерва под обесценение ценных бумаг также позволяет снизить соответствующие риски. Однако кредитная организация, работающая на фондовом рынке и приобретающая ценные бумаги, особенно если они являются инструментом долгосрочных вложений, а не предназначены для перепродажи, постоянно находится под угрозой убытков, связанных не только с колебаниями стоимости ценных бумаг, но и с неплатежеспособностью эмитентов. В последнем случае банк несет риск события, при котором эмитент, выпустивший ценные бумаги, окажется не в состоянии выплатить проценты по ним или основную сумму долга, что может подвергнуть банк опасности финансовых потерь[14].

Данный риск принято относить к категории кредитных рисков банка, однако он имеет значительную специфику по сравнению с прочими их разновидностями. Наиболее сходным с риском неплатежеспособности эмитента нам представляется риск некредитоспособности заемщика - юридического лица, так как субъектами в обоих случаях являются компании (компания-эмитент или компания-заемщик), а объектом - их финансовое состояние. Соответственно представляется, что управление кредитным риском эмитента можно осуществлять по тем же этапам, что и управление кредитным риском заемщика: формирование информационной базы, выделение факторов риска, оценка риска, присвоение компании кредитного рейтинга, принятие управленческого решения. Оценка кредитного риска эмитента при этом может осуществляться по скоринговой модели, сходной с моделями, применяемыми для оценки кредитоспособности заемщика. Необходимо учесть, что информационная база по эмитентам (в отличие от заемщиков) достаточно ограничена, и наиболее надежным источником информации является публикуемая бухгалтерская отчетность. Поэтому, оценка надежности эмитента должна базироваться на системе показателей, которые можно рассчитать и проанализировать, опираясь, прежде всего, на бухгалтерскую отчетность[15].

В настоящее время отмечается недостаточная эффективность управления рассмотренными рисками, обусловленная, прежде всего, зависимостью российского фондового рынка от таких объективных факторов, как отсутствие стабильного и эффективного законодательства, неэкономические механизмы государственного воздействия и т. д. Это, в свою очередь, приводит к сохранению невысокого уровня доверия инвесторов к фондовому рынку. Другим фактором, обусловливающим неэффективность управления рисками инвестиционной деятельности на фондовом рынке в части риска неплатежеспособности эмитентов ценных бумаг, является отсутствие эффективной системы оценки уровня платежеспособности во многих российских коммерческих банках.В связи с обострением глобального экономического кризиса резко сократилось количество реального кредитующих банков. Стоимость кредитных ресурсов заметно возросла, а требования банков к заемщикам стали заметно жестче, иными словами доступность кредитов, которая сейчас находится на критически низком уровне, будет падать и дальше. В ситуации резкого падения объемов кредитования банки будут закрывать соответствующие подразделения и будут переориентироваться на другие направления. По нашему мнению, акцент в розничном бизнесе сместится с программ долгосрочного кредитования физических лиц, на краткосрочные программы кредитования заемщиков малого и среднего бизнеса. В указанных условиях возникает острая необходимость использования новых инструментов для кредитования заемщиков сектора малого бизнеса, позволяющих минимизировать трудозатраты банка и оптимизировать качество кредитного портфеля.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Рынок еврооблигаций как основной элемент международного рынка ценных бумаг
Заемщики. Еврооблигации выпускаются крупными, в основном транснациональными, корпорациями, международными организациями (например, Мировым банком) и государственными органами. При выпуске облигаций правительственными агентствами или местными органами власти обычно требуются правительственные гарант ...

Выпуск и обращение банковских сертификатов и векселей
К другим ценным бумагам, эмитируемым коммерческими банками, относятся депозитные и сберегательные сертификаты. Порядок их выпуска и обращения установлен указаниями ЦБ РФ от 31.08.1998 г. № 333-У, которыми утверждено "Положение о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций&qu ...

Преимущества и недостатки коммерческого Банка ЗАО «Банк Русский Стандарт»
ЗАО «Банк Русский Стандарт» является коммерческим Московским Банком. Создан в г. Москве в июне 1998 года на базе бывшего Агропромбанка. Начал активное розничное кредитование в марте 2000 года. По объему выданных потребительских кредитов к тому времени занимал 3-е место. До недавнего времени, а точн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru