Экономические теории денег и их современные модификации

Материалы » Экономические теории денег и их современные модификации

Деньги представляют собой финансовый актив, который служит для совершения сделок. Они являются законным платежным средством, используемым для покупки товаров и услуг и при выплате долгов.

В современной экономической литературе предпринимаются попытки упрощенного понимания сущности денег. Вот наиболее распространенные утверждения: деньги – это проект искусственного соглашения между людьми; социальная условность; деньги – все то, что используется как деньги. Такое представление о деньгах уводят от понимания их сущности, места и роли в экономической жизни общества, объективных закономерностей их движения, что может превратить людей в совершенно беспомощных существ в мире денег.

Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции. Деньги выполняют четыре функции: средства обращения, единицы счета, меры отложенных платежей, запаса ценностей.

Деньги – величайшее изобретение человечества. Их появление в качестве посредника в обмене товаров сняло проблему двойного совпадения желаний и уменьшило издержки обмена, любой товар можно продать за деньги и на полученную сумму купить другой.

Деньги – всеобщий эквивалент. Это особый товар, выполняющий функции всеобщего эквивалента. С появлением денег на одном полюсе оказываются товары как потребительной стоимости на другом – деньги как стоимость овеществленного абстрактного труда. Поляризация товаров и денег ведет к разрешению внутреннего противоречия товара – противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью. Оно перерастает в противоречие между товаром и деньгами. Особенность денег как товара состоит в том, что деньги не являются результатом труда, как обычные деньги. В западной экономической литературе товары, подобные деньгам, те, не являющиеся результатом труда, часто называют фиктивными.

Деньги – это всеобщее платежное средство, использующееся одновременно для измерения ценности благ и сохранения ее во времени. При высокой инфляции национальные деньги применяются только в качестве средства платежа, поскольку эта функция закрепляется за ними законодательно, а для измерения ценности товаров и сохранения ценности используют устойчивую иностранную валюту.

В современной экономике деньги создаются двухуровневой банковской системой в виде долговых обязательств перед "публикой". Количество находящихся в обращении денег определяется политикой центрального банка, экономической активностью коммерческих банков и коэффициентом предпочтения домашними хозяйствами наличных денег относительно банковских депозитов.

Дж.М.Кейнс выделил два дополнительных мотива спроса на деньги: предосторожности и спекулятивный. В результате он оказался зависимым не только от объема производства, но и от альтернативных издержек держания кассы. Специфический подход Баумоля-Тобина к объяснению спроса на деньги описывает процесс оптимизации величины кассовых остатков.

Спрос на деньги меняется прямо пропорционально изменению уровня цен. С увеличением темпа инфляции потребность в реальной кассе уменьшается, а при его снижении возрастает. В кейнсианской концепции равновесие на денежном рынке возможно лишь при определенных сочетаниях значений ставки процента и реального национального дохода.

С точки зрения микроэкономического подхода спрос на деньги является результатом оптимизационных решений домашних хозяйств. Существует несколько микроэкономических теорий, объясняющий спрос на деньги в зависимости от того, какая функция денег используется для построения критерии оптимизации. Среди этих теорий выделяются портфельные, трансакционного спроса и спроса на деньги по мотиву предосторожности.

Цель настоящей работы – проанализировать экономические теории денег и их современные модификации.

Для достижения указанной цели поставлено решение следующего ряда задач:

· описать разновидности западных концепций денег и их современные модификации;

· рассмотреть теории трансакционного спроса на деньги: модель Баумоля-Тобина;

· исследовать посткейнсианскую теорию денежной экономики и миражи постиндустриализма, анализ и выводы для постсоветской России.

Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические разработки и выводы зарубежных и отечественных исследователей. В работе использовались монографии, брошюры, статьи в сборниках и периодической печати по вопросам, рассматриваемым в работе.

Другие материалы:

Содержание банковского маркетинга
Понятие банковского маркетинга. Банковский маркетинг можно рассматривать в нескольких аспектах: как вид человеческой деятельности, систему и концепцию управления, философию мышления, науку. Банковский маркетинг как вид человеческой деятельности означает, что деятельность банков должна быть направле ...

Организация кредитного процесса в банке "Хоум Кредит"
Кредитный процесс банка "Хоум Кредит" происходит следующим образом. На первом этапе банк рассматривает возможность предоставления кредита. Договор между заёмщиком и кредитором заключается только при отсутствии у банка сомнений в достоверности сведений, указанных в кредитном договоре. Кред ...

Риски при выдаче кредитов физическим лицам
Оценка кредитных рисков тяготеет к определенной формализации и унификации. Так, в отношении физических лиц часто используются балльные методы оценки их кредитоспособности. В этом случае выделяется группа признаков клиента (пол, возраст, профессия и т.п.), по каждому из которых проставляется соответ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru