Заключение

Материалы » Экономические теории денег и их современные модификации » Заключение

Страница 1

Общественное разделение труда с самого начала породило настоятельную потребность обмениваться товарами. Одновременно возникла экономическая проблема: в каких меновых соотношениях одно племя, занятое животноводством, сможет справедливо обменять образовавшиеся у него излишки мяса на зерно, выращенное земледельцами? Найти удовлетворительный ответ сразу же было невозможно.

Изначально не существовало какого-то общепринятого эквивалента, с помощью которого можно было измерить стоимость всех других товаров. Это - то, что позже назвали деньгами.

В истории денег можно выделить две совершенно разные эпохи. Первая - время поиска, открытия и использования подлинных, нормальных денег. Для нее характерны следующие черты. Это была эпоха товарных эквивалентов (так называемых "товарных денег"). Сначала - при зарождении товарного производства - возник случайный обмен одной полезной вещи на другую. Как правило, этот обмен был одноразовым, однако со временем стала развиваться бартерная торговля (регулярный обмен товара на товар).

Затем в разных странах возникли местные эквиваленты - товары, пользующиеся широким и постоянным спросом. Скажем, на Руси это были меха семейства куньих (куница, соболь и др.), в Древней Греции и Древнем Риме - скот, в Абиссинии - соль, в Монголии - чай.

Потребовалось примерно 7 тыс. лет для того, чтобы, наконец, был найден единственный, всеми народами признанный всеобщий эквивалент - золотые деньги. Открытие этих денег - такое событие, которое имело не меньшее значение, чем, допустим, изобретение колеса или появление письменности.

В XVII-XIX вв. наступил век золотого стандарта, когда в качестве денег использовались золотые монеты или денежные знаки, разменные на золото. Их нормальный характер проявился в том, что золотые деньги были способны выполнять все свойственные им функции.

Связь денег с производством замечена давно. Деньги являются важным элементом экономической системы. В зависимости от оценки роли денег в экономике существуют различные теории денег. Эти теории возникают, получают подтверждение и какое-то время господствуют. Однако некоторые из них не получают распространения, поскольку практика не подтверждает, а то и просто опровергает их. Различают три основные теории денег: металлическую, номиналистическую и количественную.

Металлическая теория денег отождествляла деньги с благородными металлами, золотом и серебром и получила развитие в XV-XVIII вв., в эпоху первоначального накопления капитала, когда представители данной теории выступали против порчи монет (У.Стаффорд, Т.Мен, Д.Норе, А.Монкретьен).

Металлическая теория денег отражала интересы торговой буржуазии и ее направление в политической экономии – меркантилизм, согласно которому источником богатства общества является внешняя торговля, активное сальдо которого обеспечивает приток в страну драгоценных металлов.

Возрождение металлической теории денег относится ко второй половине XIX в., что связано с введением золотомонетного стандарта в Германии в 1871-1873 гг. Это была первая метаморфоза металлической теории денег, которая заключалась в том, что немецкие экономисты деньгами считали и не только благородные металлы, но и банкноты Центрального банка, разменные на металл.

Номиналистическая теория денег возникла при рабовладельческом строе и отрицала внутреннюю стоимость денег для оправдания порчи монет с целью увеличения доходов казны. Эта теория сформировалась в XVII-XVIII вв., когда денежное обращение было наводнено неполноценными монетами. Первыми представителями номинализма были англичане Дж.Беркли и Дж.Стюарт. Господствующее положение номинализм занял в политэкономии в конце XIX – начале ХХ в. Но в отличие от раннего номинализма объектом его защиты стали не полноценные монеты, а бумажные деньги. В период экономического кризиса 1929-1933 гг. номинализм получил дальнейшее развитие как теоретическая основа для оправдания отхода от золотого стандарта.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Маркетинг предприятия
При составлении плана маркетинга предприятия предусматривают следующие этапы: 1. Анализ ситуации на рынке, установление потребителей и запросов заказчиков; На данном этапе анализируют ситуацию на рынке. В этом разделе приводятся данные об активности на рынке заказчиков и подрядчиков. При этом учиты ...

История создания, цели, задачи предприятия
Самарская объединенная компания (СОК) приобрела саратовское ОАО «Волгамост», выполняющее строительно-монтанжные работы, по строительству и реконструкции мостов и плотин ГЭС. Это не первое приобретение СОК, связанное с дорожным строительством, строительством зданий и сооружений компания; создала в с ...

Динамика изменения структуры рынка акций «второго эшелона»
Прошедший год стал не самым удачным для инвестиций в «голубые фишки». Интерес к российским бумагам лидеров рынка инвесторы начали проявлять лишь к концу года, тогда-то и произошел основной прирост российских индексов — РТС и ММВБ [19]. Однако во втором эшелоне шла своя жизнь — тут, к примеру, есть ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru