Ипотечный кредит существовал еще в дореволюционной России. В XV веке появился вторичный заклад имения в другие руки. В XVI веке появился соблазн и возможность злоупотреблять ипотечными займами. Одна и та же земля закладывалась несколько раз разными лицами. Занимали деньги, выдавая чужое имение за свое. По мере развития крепостного права при залоге имений начинает играть важную роль количество крестьян, принадлежащих имению.
Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны в 1754 году были созданы государственные кредитные учреждения: Санкт-Петербургская и Московская конторы Государственного банка для дворянства при Сенате и Сенатской конторе. Пользоваться их услугами могли только русские дворяне и иностранцы, находящиеся в русском подданстве и владеющие недвижимостью в пределах России. Срок аренды определялся в один год с допущением двух отсрочек и взысканием процентов вперед.
С 1776 года дворянские банки начали выдавать ссуды крестьянам.
Следующий этап развития ипотеки в России приходится на время правления Екатерины II. Начала она свою деятельность с развития дворянских банков. Но вскоре обнаружила ряд их недостатков: плохая проверка предоставленных заемщиком поручительств, плохое соизмерение и учет операций по выдаче денег и получению их от населения.
В связи с этим 28 июня 1786 года был учрежден Государственный заемный банк, упразднивший дворянские банки. Это было первое ипотечное кредитное учреждение долгосрочного кредита. Ссуды выдавались для дворянства на 20 лет под 8%, для городов—на 22 года под 7%.
После отмены крепостного права в 1861 году начинается массовое распространение кредитных организаций.
Дореволюционная Россия располагала распространенной инфраструктурой. Она включала такие элементы, как специализированные земельные банки, сельские банки, ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, общество взаимного поземельного кредита. Эти учреждения, как правило, выдавали кредиты под залог земель. Поэтому, в дореволюционных изданиях такой кредит часто называют поземельным, а не ипотечным.
В период более чем 70-летнего советского развития страны залог превратился в малозначимый механизм, крайне редко использовавшийся в операциях по распоряжению имуществом.
Институт залога (ипотеки) начал возрождаться в России только в 1990-е годы. В 1992 году был принят закон РФ «О залоге». Свое правовое очертание ипотека получила в виде Федерального закона «Об ипотеке ((залоге недвижимости». 20 июня 1993 года принято постановление Правительства РФ «О государственной целевой программе «Жилище»». Важной задачей по решению жилищной проблемы признано создание различных форм финансово-кредитного механизма: института залога недвижимости, ипотечного кредита, вторичного рынка закладных, расширения перечня имущества, сдаваемого в залог. 12 августа 1993 года создана Ассоциация ипотечных банков, целью которой было лобирование в органах власти и введение правовых норм ипотеки. 26 августа 1996 года создано Федеральное агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Это государственная компания, задача которой состоит в повышении доступности ипотеки для населения.
Январь 2000 года Правительство РФ одобрило концепцию развития системы ипотечного кредитования в России. 11 января 2000 года Постановление Правительства РФ №28 утвержден «План подготовки проектов нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в РФ».
Другие материалы:
Организационно-экономическая
характеристика Липецкого отделения
Липецкий Банк СБ РФ в настоящее время является отделением № 8593 Центрально-Чернозёмного Банка СБ РФ. Липецкое отделение действует на основании Устава, Положения о филиале и доверенности № ВЮ-1/437 от 28.12.2000г. Юридический адрес Липецкого ОСБ: 398600, г. Липецк, ул. Первомайская, 2. Липецкое отд ...
Регионы как участники ипотечного кредитования
Банки реализовывали программы ипотечного кредитования на микроуровне. Однако с течением времени масштаб программ стал увеличиваться, и постепенно стали появляться программы регионального уровне. Региональные программы имеют достаточно ярко выраженную специфику, обусловленную социальными и экономиче ...
Основные причины
рационализации организационной структуры управления предприятием
В большинстве случаев решение о совершенствовании структур управления принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Полноценное функционирование любого предприятия невозможно без внесения корректив, рационализации, разработке усовершенствованного проекта структу ...