Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
· профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
В наиболее обобщенном виде основными целями государственного регулирования российского рынка ценных бумаг могут быть:
1) содействие в создании современного рынка ценных бумаг;
2) поддержание эффективности функционирования и дальнейшего развития рынка путем:
· организации порядка на рынке, нормальных условий для работы на нем;
· обеспечения условий для рыночного ценообразования на основе действительного спроса и предложения;
· принятия мер по защите участников рынка от недобросовестной конкуренции, мошенничества и иных противоправных действий;
· разумного налогообложения всей сферы ценных бумаг;
· защита общественных интересов, недопущение их ущемления при развитии рынка ценных бумаг.
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» [1] государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
· установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
· государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
· лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Система государственного регулирования рынка включает:
· государственные и иные нормативные акты;
· государственные органы регулирования и контроля.
Основными законодательными актами, на основе которых осуществляется регулирование рынка ценных бумаг со стороны государства, являются следующие:
· Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995);
· Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996);
· Федеральный закон «О переводном и простом векселе» (1997);
· Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (1998);
· Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (1998);
· Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999);
· Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (2001);
· Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (2003).
Кроме указанных законов, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, ранее называвшемуся Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), функции которой в настоящее время возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), издано большое количество постановлений и стандартов, которые развивают положения указанных федеральных законов.
Другие материалы:
Проблемы
и перспективы развития деятельности Банка России в современных условиях
В 2010-2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения ...
Анализ финансовой деятельности
фондовый рынок ценный биржа Анализ финансовой деятельности биржи выполнен на основании отчетности за период 2005 – 2007 г.г. Выполним анализ активов и пассивов ООО РФЦ. Структура состава активов представлена в таблице 2.2. Таблица 2.2 - Анализ состава и размещения активов ООО «Региональный фондовый ...
Качество активов
Качество активов ОАО «Банк Каспийский» - чрезвычайно подвижный параметр, в силу чего его необходимо постоянно анализировать и оценивать. При этом анализироваться должны: 1) динамика объемов и качественный состав активов баланса, в том числе: - активов производительных (прежде всего операции с клиен ...