Принципами образования бригадных структур являются следующие: автономность работы бригады, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами, замена жестких связей бюрократического типа на гибкие [7].
Образованную в соответствии с этими принципами бригаду возглавляет руководитель, осуществляющий руководство бригадой в соответствии с концепцией групповой формы управления, включающей в себя взаимопомощь, взаимозаменяемость, личную ответственность, ориентацию на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблемы в целом. Поэтому менеджмент носит характер консультаций и опирается на групповое решение проблем [9].
Преимуществами бригадной организационной структуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей, ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на относительно малоемкие сегменты рынка, нацеленность на борьбу с конкурентами за рынки. Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре, — это горизонтальная координация между взаимосвязанными рабочими группами. Координация и средства коммуникации между бригадами — необходимое условие успеха.
Целевая организационная структура управления представляет собой комбинацию нескольких видов организационных структур [14]. Целевая структура — это временное построение подчиненности подразделений и отдельных сотрудников, ориентированное на решение конкретной проблемы. Целевое управление используется предприятием при возникновении ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом и выпадающих из традиционного режима функционирования. Это могут быть аварийные ситуации, разработка новых видов продукции, преодоление кризиса, выход на новые рынки сбыта.
Целевое управление реализуется в рамках основной системы управления. При этом выделяется специальный набор мероприятий, составляющих единый целевой комплекс, строится особая временная подчиненность подразделений и отдельных сотрудников.
Итак, на современном предприятии может быть использован каждый из рассмотренных типов организационных структур. Чтобы выбрать рациональный тип структуры управления, в таблице 1.1 приведена предпочтительная характеристика базовых категорий системы управления, определяющих область применения той или иной организационной структуры управления.
Таблица 1.1. Сравнительные характеристики базовых категорий организации
|
Тип оргструктуры управления |
Окружающая среда |
Цель |
Ресурсы |
Время |
|
Линейно-функциональный |
Стабильная |
Стабильная |
Стабильные |
Постоянно |
|
Линейно-штабной |
Стабильная |
Малоизменчивая |
Малоизменчивые |
Постоянно |
|
Дивизиональный |
Стабильная |
Малоизменчивая, крупномасштабная |
Малоизменчивые |
Постоянно |
|
Проектный |
Изменчивая |
Изменчивая |
Изменчивые, многоцелевые |
Ограниченное достижением цели |
|
Матричный |
Изменчивая |
Изменчивая, многоцелевая |
Изменчивые, многоцелевые |
Ограниченное достижением цели |
|
Бригадный |
Изменчивая |
Изменчивая, многоцелевая |
Изменчивые, многоцелевые |
По мере достижения цели |
|
Целевой |
Стабильная, изменчивая |
Стабильная, изменчивая |
Стабильные, изменчивые |
По мере достижения цели |
Таким образом, рассмотрение классических моделей организационных структур управления позволяет сделать ряд важных для современных менеджеров выводов [5].
Другие материалы:
Оценка динамики уровня финансовой прочности банка
В таблице 7 представлены результаты расчета уровня финансовой прочности ОАО «Сбербанк». Таблица 7. Расчет финансовой прочности № п/п Показатель и порядок расчета Значение 01.01.09 01.04.09 01.07.09 01.10.09 1 Совокупный доход (Д1) 4 291 185 894 2 290 564 706 3 776 845 945 0 2 Условно-переменные рас ...
Анализ масштабов и динамики кредитных вложений
Анализ кредитной деятельности банка целесообразно начинать с определения места, которое занимают кредитные операции в общем объеме активов банка, то есть необходимо дать общую оценку масштабов кредитной деятельности. Для этого рассчитывается коэффициент части кредитов в общих активах банка по форму ...
Усиление государственного страхового надзора
Совершенствование государственного надзора за деятельностью страховых организаций, иных профессиональных участников страхования, осуществляющих страховую защиту, является важнейшим элементом развития и функционирования национальной системы страхования, а особенно повышение страховой культуры. В цел ...