Прочие расходы
По аналогии с доходами к категории прочих расходов относят случайные затраты, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Иначе их можно назвать расходами на покрытие рисков в деятельности банка. Эти расходы либо не включаются в смету затрат банка, либо в смете предусматривается определенная сумма на непредвиденные расходы исходя из уровня, сложившегося за предыдущие периоды. Прочие расходы являются нежелательным элементом расходов, их возникновение чаще всего связано с ошибками или преднамеренными нарушениями сотрудниками банка договоров и законодательства, просчетами в кредитной политике банка, недостатками в управлении кредитной организацией.
К прочим расходам относятся:
- штрафы, пени, неустойки уплаченные;
- расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;
- расходы по реализации (выбытию) имущества банка;
- расходы по списанию недостач, хищений денежной наличности, материальных ценностей, сумм по фальшивым денежным билетам, монетам;
- расходы по списанию дебиторской задолженности;
- расходы, связанные со списанием неполностью амортизированных основных средств;
- расходы, связанные со списанием задолженности по кредитам, при отсутствии (недостаточности) средств резервов и резервного фонда;
- расходы, связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов;
- судебные издержки и расходы по арбитражным делам, связанным с деятельностью банка, и др.
Во избежание существенного роста прочих расходов банки должны направлять определенные средства на создание резервов для покрытия сомнительных и убыточных операций, а также формировать резервный фонд. Это позволит избежать убытков в случае возникновения серьезных рисков.
Выбор метода признания доходов и расходов банка является основополагающим в формировании учетной политики банка, влияющим на величину валовой прибыли банка в каждом отчетном периоде и в целом по году. Доходы и расходы должны признаваться в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от времени осуществления платежей. За кредитными организациями закреплен принцип отражения доходов и расходов банка по "кассовому" методу. Этот принцип означает, что доходы и расходы списываются на счета по их учету после фактического получения доходов и уплаты расходов, а не в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Поскольку для адекватного отражения возникающей просроченной задолженности не могут служить счета доходов и расходов, то такая задолженность должна начисляться в корреспонденции с доходами или расходами будущих периодов.
Бухгалтерский учет операций по отнесению сумм начисленных процентов по привлеченным и размещенным средствам соответственно на расходы и на доходы банка осуществляется кассовым методом.
Другие материалы:
Сущность и значение учетных кредитов ЦБ
Учетные (дисконтные) кредиты, являющиеся одним из методов рефинансирования, - это покупка Центральным банком у кредитно - банковских учреждений векселей до истечения их срока. Операции по переучету векселей предприятий могут быть использованы для кредитования различных отраслей. Данный метод рефина ...
Организация торговли ценными бумагами, ее методы и механизм
В зависимости от степени развития фондового рынка, количества обращающихся ценных бумаг, поступающих заказов на покупку и продажу, числа участников торговых операций, динамики изменения цен. Различают два основных способа организации торговли ценными бумагами: простой и двойной аукционы (каждый из ...
Оценка эффективности страховой защиты предприятия
Экономическую эффективность страхования рисков оценивается по следующим показателям: · вероятность наступления страхового события по данному виду риска; · уровень возможных потерь; · размер страхового тарифа. Сопоставляется с его средним размером на страховом рынке по данному виду страхования и тип ...