Предпосылки и преимущества финансовой интеграции стран Европейского Союза

Материалы » Европейский центральный банк: принципы организации и особенности деятельности в современных условиях » Предпосылки и преимущества финансовой интеграции стран Европейского Союза

Страница 3

2. Широкомасштабная глобализация международных финансовых потоков в связи с повсеместным распространением плавающих валютных курсов и либерализацией рынков капиталов, потенциально усиливающая внутреннюю неустойчивость доллароцентристской мировой валютной системы.

3. Объективная взаимная заинтересованность ЕС и США в создании устойчивого экономического и валютного союза в Европе.

Введение евро и процесс формирования биполярной модели валютного миропорядка явились не столько «европейским вызовом» доллару США, сколько стремлением поддержать стабильность международной валютно-финансовой системы, снять угрозу ее развала, что в конечном счете отвечает интересам как всего мирового сообщества, так и самих США.

ЭВС позволило обеспечить симметрию между евро и долларом США в новой архитектуре международной валютно-финансовой системы, более равномерно и пропорционально распределить зоны ответственности за поддержание устойчивости мировых финансовых рынков. Такую позицию разделяли не только европейские, но и ряд известных американских экономистов. По мнению Р. Манделла, лауреата Нобелевской премии в области экономики, автора теории «оптимальных валютных зон», ставшей основой для разработки и реализации официальных проектов европейской валютной интеграции, рождение евро явилось самым значительным событием прошедших десятилетий, даже более важным, чем крушение Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов, поскольку впервые в истории появилась реальная возможность изменить силовую конфигурацию международной валютной системы.

Европейский Экономический и Валютный Союз Европейского Сообщества является ключевым элементом финансовой, экономической и валютной интеграции стран ЕС. Интеграция как процесс объединения деятельности, усилий, развития охватывает различные сферы – политическую, военную, экономическую, культурную, научно – техническую и пр.

Создание валютного союза в Европе признавалось исключительно рискованным проектом. В случае неудачи мог быть нанесен сильнейший удар по интеграционной конструкции ЕС и экономике стран – участниц в целом. Однако альтернативы созданию подобного Союза не было. Он стал закономерным продуктом интеграционного развития, поскольку с каждым годом усиливалась взаимосвязь европейских государств, объединённых исторически, географически, культурой, торговлей и т.п.

К 1993 в ЕС практически завершилось формирование единого внутреннего рынка, который подразумевал полную свободу движения товаров, денег, услуг и капиталов. Так в 1994 году на партнеров по ЕС приходилось 61,2% экспорта и импорта стран ЕС и 65% их прямых зарубежных инвестиций.

Вместе с тем сильная взаимосвязь делала необходимой выработку общего экономического курса стран- членов Европейского Сообщества. За неспособность принимать согласованные решения Европа расплачивалась завышенными инфляционными ожиданиями, т.к. финансовые рынки чутко реагируют на низкую эффективность индивидуальных мер. В 90-х годы потребность в скоординированной политике возросла в результате либерализации движения капиталов: доступ к финансовым потокам вследствие развития новых информационных технологий не зависит от географического положения, тем самым мобильные финансовые потоки Западной Европы стали более зависимы от доллара, йены и колебаний мировой конъюнктуры. Информация стала фактором производства, самостоятельным бизнесом, изменились формы работы, в том числе и в банковском деле.

Основной внешний побудительный мотив европейской финансовой интеграции – конкурентная борьба за ведущие роли в мировой экономике. При этом небольшие страны (Люксембург, Бельгия, Нидерланды) по одиночке рисковали быть просто смятыми в жесткой конкурентной борьбе. Интегрированная Европа для них была единственным выбором.

Соперничество государств проявляется в показателях динамики экономического развития, то есть прироста ВВП и занятости.

Находясь на уровне своих конкурентов по темпам прироста ВВП в реальном выражении, государства Европейского Сообщества как единое целое отставали по данному показателю от США и достаточно ощутимо от Японии.

Изменения показателя средних годовых темпов прироста занятости показывали очевидное отставание стран ЕС: в 1986 - 1990 г он почти сравнялся, но в период 1991 - 1996г.г. – резко ухудшился. Если сравнить важнейший индикатор - показатель доли безработных в общем трудоспособного населения, то и он был не в пользу стран ЕС (10,9% для Европы; 5,4 % для США; 3,4 % для Японии).

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Анализ нормативов пруденциального надзора
Пруденциальное регулирование направлено на уменьшение банковского риска кредитной организации и осуществляется посредством установления в банковском законодательстве специальных ограничений на значения показателей деятельности кредитной организации, характеризующих величину банковского риска кредит ...

Организационно-правовые формы
1) хозяйственными товариществами, в том числе- полными;- на вере;2) обществами, в том числе- с ограниченной ответственностью,- с дополнительной ответственностью,- акционерными (открытыми или закрытыми);3) производственными кооперативами;4) государственными и муниципальными предприятиями, в том числ ...

Фундаментальный анализ
Фундаментальный анализ изучает движение цен на макроэкономическом уровне. Он может способствовать определению главного рыночного тренда, однако для определения конкретного момента совершения сделки фундаментального анализа зачастую бывает недостаточно. В этой области применяется технический анализ. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru